Электронная запись в 1-е классы в Москве завершается. Как рассказала Ольга Юрьевна, по данным на утро 28 марта, подано 77 170 заявок, подавляющее большинство которых (76 890) удовлетворены. Впереди — запись в негосударственные и коррекционные школы. С их учетом общее число первоклассников в московских школах в новом учебном году достигнет 84 тыс. Пока около трети семей пожелали отдать детей в ближайшую школу. Остальные прошли собеседование, после которого также были приняты.
«Наш главный принцип при наборе в школу — выбор за родителями, — подчеркнула Голодец. — И так теперь будет всегда. Всех желающих в этом году взяла даже считающаяся самой брендовой 57-я школа. Тема „не смог записаться в хорошую школу“ в Москве больше не актуальна».
Заммэра пояснила, что решить вечную проблему нехватки мест в суперпопулярных школах удалось за счет передачи им зданий близлежащих учебных заведений, не сумевших набрать ни одного 1-го класса (тех, куда подано менее 20 заявлений на зачисление). Таковых в Москве сегодня 82. А поскольку столичное правительство, по словам Голодец, «солидарно с родителями, которые не хотят отдавать детей в слабые школы», то судьбу каждой будет решать специальная комиссия. Где-то пройдет дополнительный набор. Однако многие будут закрыты, а их здания переданы одной из близлежащих школ-лидеров. Пока таким образом расширились всего две школы: № 57 и № 548. Но за ними уже выстроилась очередь: брендовые школы с правом претендовать на расширение есть в каждом округе Москвы, а их общее количество превышает три десятка.
Самый сложный вопрос — запись в московские школы детей из Подмосковья, не имеющих даже временной регистрации в столице. В бюджете города на их обучение попросту не заложено средств. Однако московские власти нашли выход. Они ведут переговоры с Московской областью об обучении детей из Москвы в области и наоборот. «Я думаю, соглашение будет достигнуто», — отметила вице-мэр.
Другое важное новшество — совмещение старшего дошкольного и младшего школьного образования в столице. Программы младших школьников и старших дошкольников сплошь и рядом дублируют друг друга, подчеркнула Ольга Голодец: «В 1-х классах, например, снова проходят буквы и учатся читать по слогам, хотя практически все дети это уже умеют. Поэтому программы проходят ревизию, а старшие детсадовские группы в полном соответствии с европейскими традициями объединяются с младшими классами. Это сделано уже в 500 учебных заведениях (примерно треть московских школ), и есть много новых желающих».
На вопрос о программах дополнительного образования Голодец сообщила, что там также появится много нового. Треть детсадов ввела изучение классической музыки. Дети не только слушают там классику и знакомятся с нотными знаками, но учатся играть на музыкальных инструментах. А с 1 сентября аналогичный курс в пилотном режиме появится и в ряде школ — и он может стать альтернативой школьным урокам пения, занимающим массу времени, но не дающим никакого реального результата. Другое важное новое направление — обширная музейная программа в детских садах. Третье — разнообразные спортивные программы: учимся плавать, программы Ирины Винер для детей от 3 лет, фигурное катание и коньки (на базе 30 школ). Насчет стоимости этого удовольствия родители могут не волноваться, заверила Ольга Голодец: «На дополнительное образование правительство Москвы ежегодно выделяет по 7,6 млрд. рублей. Этого более чем достаточно, чтобы сделать его доступным для каждого».
Решилась и проблема питания в детских садах. По словам заместителя мэра, «мы договорились, что эту систему в каждом отдельном образовательном учреждении возьмут под контроль родители. Вместе с детским садом они и будут решать, кормить ли детей по-старому — скажем, кашей — или по-новому — хлопьями, залитыми молоком. Им надо только договориться между собой».