Как будут воплощаться в жизнь эти кажущиеся фантастическими проекты, в эксклюзивном интервью «МК» рассказал руководитель столичного Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Комиссаров.
— Решение о реализации в Москве проекта «Инновационная дорога» принималось на самом высоком уровне — на комиссии по модернизации при Президенте РФ, а курирует его Минэкономики, — говорит Алексей Комиссаров. — Мы хотим взять два дорожных участка, каждый длиной не больше 10 км, и применить на них все самые современные разработки. Таких проектов нет нигде в мире. По отдельности элементы инновационной дороги применяются, но вместе — нет.
Один участок, по замыслу авторов идеи, должен располагаться в центре города, чтобы как можно большее количество людей оценили нововведение. Второй разработчики хотят сделать на вылетной магистрали, чтобы понять, как новинки поведут себя в условиях интенсивного движения. Принципиальная позиция — задействовать только те дороги, которые так или иначе встают на реконструкцию в ближайшее время. В центре скорее всего новаторскими сделают улицы Покровка и Маросейка, на окраине — кусочек Каширского, Варшавского шоссе или Рязанского проспекта. Окончательный выбор участков будет сделан в ближайший месяц.
— Реализация проекта начнется в этом году. Но, к сожалению, очень быстро сделать его не получится, потому что новые технологии требуют согласований, — объясняет Алексей Комиссаров. — Дело в том, что далеко не все инновации, которые будут использованы, подходят под СНиПы и ГОСТы. Надо будет находить возможность максимально быстро согласовывать эти решения, частично переписать нормативы.
Так что же это за новинки? Подразумевается, что асфальт будет с нанодобавками, а разделительные барьеры — исключительно из композитных материалов, которые легче, дешевле, но главное — не столь травматичны, как металлические.
Под асфальт разработчики планируют положить специальную сетку, которая при необходимости позволяет его нагревать. В этом случае зимой можно будет обойтись без реагентов. Правда, в базовой концепции о применении чудо-сетки ничего не говорится, но авторы идеи надеются, что Минэкономики пойдет им навстречу и даст «добро» на эксперимент.
«Умными» светофорами, работающими от солнечной энергии, уже никого не удивишь. Куда более футуристическим выглядит светофор, который, как только загорается красный сигнал для автомобилей, образует на «зебре» виртуальную стену с двигающимися фигурками пешеходов. Цвет лучей меняется в соответствии с правилами: на предупредительном сигнале стена становится желтой, на разрешительном — зеленым. При этом лазерная система обладает карательной функцией — она способна засечь нарушителя.
— Есть и другой способ сделать пешеходный переход более заметным, — продолжает Алексей Комиссаров. — В нескольких местах над настоящей «зеброй», на высоте 3–4 м, можно повесить ее «дублер» — воздушную «зебру» (ее роль выполняют обычные разрядные лампы). Не заметить такой пешеходный переход невозможно, даже если наземная разметка покрыта снегом.
Рядом с экспериментальными дорогами появятся и современные остановки общественного транспорта. Инженеры предлагают несколько моделей павильонов, одна удивительнее другой. Так, например, есть модель с элементами обогрева зимой и охлаждения летом (остановка отделена от улицы воздушной завесой). Внутри можно разместить компьютеры с выходом в Интернет, торговые автоматы, информационные табло. Но самое, пожалуй, невероятное предложение — установить на остановках вместо привычных ларьков дефицитные бесплатные туалеты. «Опережая скептиков, которые могут заявить о затратности подобных новинок, скажу: мы хотим активно привлекать бизнес — к примеру, коммерсанты могут размещать на остановках свою рекламу», — говорит Алексей Комиссаров. В идеале для городского бюджета проект «Инновационная дорога» не будет стоить ни копейки.
Ну а поедут по «умным» трассам комфортабельные пассажирские электробусы. По словам чиновников, сами по себе они ненамного дороже обычных автобусов, процентов на 15%. Но эти затраты быстро окупятся. Специалисты объясняют, что наряду с экологическим и прямым экономическим эффектом (невозможно своровать солярку) запуск электробусов даст возможность более сбалансированного использования электроэнергии в городе. Сейчас москвичи и городские службы потребляют львиную долю электричества днем. Электробусы же будут заряжаться на специальных базах преимущественно ночью, что компенсирует провалы в потреблении энергии.
Долгое время развитие этих машин во всем мире ограничивали огромные размеры аккумуляторов и небольшой срок их работы. Однако недавно китайские ученые совершили прорыв в этой области. «Недостаток обычного аккумулятора в том, что со временем увеличивается срок его зарядки и уменьшается срок отдачи энергии. Постепенно он умирает. А современные китайские аккумуляторы не меняют показатели в течение нескольких лет. Современные модели проезжают 300–400 км без подзарядки, этого вполне достаточно для движения в городских условиях», — говорят эксперты.
Сейчас разрабатывается возможность изготовления электрических автобусов в Москве. Конечная цель — максимально загрузить отечественное производство. Но пилотный электробус скорее всего будет иностранным. В этом году, по планам горадминистрации, должна начаться его эксплуатация, которая продлится 7 месяцев. После этого будет принято решение, нужен ли Москве такой транспорт.