Беспрецедентные нарушения, зафиксированные при сдаче ЕГЭ в прошлом году, подтолкнули власти к ужесточению контроля за экзаменационной процедурой года нынешнего. Примечательно, что к поиску решений подключили главных «оппозиционеров ЕГЭ» во главе с 1-м зампредом комитета Госдумы по образованию Олегом Смолиным.
Посыл заседанию комиссии задал проводивший его Аркадий Дворкович. «В этом году мы должны провести ЕГЭ еще лучше, чем в прошлом», — заявил он под буйный хохот собравшихся.
Сделать ЕГЭ «еще лучше» решили, установив у входов в экзаменационные аудитории рамки, фиксирующие наличие мобильных телефонов. А так как общепринятая такса на проход в обход рамки сегодня, по словам участников совещания, составляет 5 тыс. рублей, защитную меру решили усилить, поставив у каждого «звенящего кольца» хотя бы по одному общественному наблюдателю. (Скептики, правда, предположили, что тогда такса подскочит до 10 тыс. рублей.)
Второе новшество — использование на всех пунктах приема экзаменов (ППЭ) видеокамер, оставшихся в школах от президентских выборов. В этой связи, правда, предстоит решить две проблемы. Во-первых, на все аудитории камер не хватит, и до лета придется раздобывать еще. Во-вторых, обойти такую камеру не составит труда, пояснил «МК» другой участник заседания — зампред Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин: «Выпускнику достаточно на камеру сделать вид, что он заполняет бланк, затем сдать его пустым, а нужные люди потом заполнят его как надо, уже без камер!»
Третье — и это уже сделано — очередное повышение степени защиты экзаменационных бланков. Как показал пробный экзамен по математике в Москве 17 марта, охотников выложить в Интернете свои задания не поубавилось — на пробнике были зафиксированы сразу три таких случая. Сделать это впредь будет труднее: помешают нанесенные на бланки специальные треугольнички и пунктирные линии.
Усилится и роль общественных наблюдателей. Расширять их число члены комиссиине станут: их и так уже больше 50 тыс. человек. А вот личная ответственность каждого наблюдателя усилится: на региональных сайтах будут размещены отзывы граждан об их работе. И кто сработает плохо — с позором выгонят и больше не пригласят.
Спецслужбы к контролю за Единым госэкзаменом, как недавно предлагал отец-основатель ЕГЭ Виктор Болотов, привлекать не будут. Не будет в этом году и глушения сигнала мобильников, хотя ввести его собирались. Причина проста: в стране нет ни законодательной базы для такой акции, ни оценок врачей относительно ее медицинских последствий. Но в любом случае Аркадий Дворкович намерен за дело браться всерьез: «Если мы провалим ЕГЭ в этом году, мы его похороним».
«Так он давно умер!» — подумалось многим.