Ох, и сколько сказано уже прекрасных слов про создание в нашей стране общественного телевидения. И говорят всё такие прекрасные люди: президент Дмитрий Медведев, глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов, другие уважаемые лица... Говорят, говорят. Скоро, возможно, договорятся до создания чего-то реального. Ну очень демократичного, свободного, интеллигентного... Облако в штанах. И кому это теперь нужно?
Похоже, очередная президентская реформенная гора превращается в мышь. Что-то вроде перевода милиции в полицию. Правда, в отличие от новоявленных полицаев, создание Общественного российского телевидения абсолютно безобидно. На самом деле это будет независимое ТВ, от которого ничего не зависит.
Ну кто смотрит сейчас этот плоский ящик среди креативного продвинутого класса от 16 и до 45? Что нового может сказать любое, даже самое мегасупердемократическое политток-шоу. Партии Интернета все это голубое отражение сугубой реальности на фиг не нужно. Они сидят в онлайне, «Фейсбуке», ТВ еще про какую-то судьбоносную инфо даже не пискнуло, а продвинутым все известно.
Хороша ложка к обеду, и общественное ТВ в самый раз было бы где-нибудь в лихие 90-е. А теперь власть просто играет с демсообществом в любимые игры: вот вам, господа бандерлоги-либералы, свободолюбивое информационное гетто со всеми удобствами. Здесь вы можете кричать на Кремль, обзывать его, никто даже и не почешется, не вырежет. Только прямой эфир! Но разве не понятно, что это будет лишь аналог того, как поступала власть с оппозицией во время болотно-сахаровых митингов. Тогда несистемную оппозицию милостиво пригласили в телекартинку, разрешили что-то вякать, мягко порезали по живому, но ведь никто даже не возмутился. «О, мы теперь как большие, нас в ящике показывают». Бориса Немцова и Ко влегкую растворили в общедоступном политическом гламуре, выжали и выбросили. Делов-то.
До сих пор до конца не ясно, какой из каналов страны будет иметь честь называться общественным (по последней информации, возможно, это будет телеканал «Звезда»). Все-таки на кону огромные деньги, которые непосильным трудом зарабатывают наши главные телекомпании. А их терять никому не хочется! Да, у нас, само собой, все можно решить при помощи щелчка, то есть административного ресурса. Но не это главное.
Михаил Федотов так на днях и заявил: «Важно, что будет показывать общественное ТВ, контент, а еще — кто войдет в попечительский совет».
И все же, где бабки, Зин? Сначала энтузиасты во главе с г-ном Федотовым предполагали, что нужно ввести абонентскую плату. Затем вспомнили, в какой стране они живут, и очень быстренько тормознули. В чопорной Великобритании поголовно каждое домохозяйство вне зависимости от того, смотрит кто-то общественное телевидение BBC или на дух его не переносит, обязано вынуть да положить на бочку 145 фунтов стерлингов в год, в Германии на средства ТВ-компании ARD семья выплачивает 18 евро в месяц, во Франции, для того чтобы беспрепятственно вещало их France Television, — 123 евро в год. В России с тех, у кого меньше трех телеприемников, отечественные альтруисты хотели брать по 40 рублей в год, а у кого больше — по 400. Но наши люди за 40 рублей удавятся. И правильно сделают. Потому что никому не верят и будут думать, что их опять обманули. Наши люди так и не поняли, какое огромное счастье им может принести свободное ТВ, так до сих пор не дошла до них связь между свободой слова, демократией и собственной достойной жизнью. Путин им в помощь.
А еще энерджайзеры общественного ТВ раскатали губу на другие каналы: мол, все они должны со своих рекламных сверхдоходов отдавать трехпроцентную дань на святое дело. Какое прекраснодушие! Вот прямо побегут все богатенькие буратины с Первого, Второго, НТВ закапывать свои пять золотых на это поле чудес. Дураков нет.
И этот пункт отменили. Говорили также, что государство не должно участвовать в финансировании общественного телевидения, ибо какое оно тогда, к лешему, общественное. Но в нашей стране дураков без родного государства ты даже и чихнуть не сможешь, а уж тем более создать общественное ТВ. Значит, кто девушку танцует...
Идем дальше. Хотят создать попечительский совет. А кто войдет туда, кто будет предлагать кандидатуры — президент, правительство, независимое общество? По честнаку — должно быть каждой твари по паре. Да они же передерутся в этом Ноевом ковчеге! Или просто не захотят сидеть друг с другом на одном... информационном поле.
Считается, что общественное ТВ станет отличной площадкой для того, чтобы люди могли бы сказать все, что у них наболело, что думают. Но ни для кого не секрет, что с начала 90-х, несмотря на все поношение, солистами в нашем политико-телевизионном хоре являются именно либерал-демократы (к Жириновскому никакого отношения не имеет). Мягко были отцеплены от эфира националисты, патриоты всех мастей. В последнее время некоторым из них дозволили, но очень дозированно. А теперь придется! Представьте, что могут сказать в абсолютно прямом эфире какие-нибудь Белов-Поткин, Тор, Дёмушкин, тот же Навальный — Россия превыше всего? У демократов вмиг уши завянут.
Наконец, самое важное. Ведь все эти ток-шоу, свободные и не очень, только верхушка айсберга. Они столь же крикливы, сколь поверхностны. Общество живет не этим. Но и не хлебом единым. Вы знаете, какой рейтинг у канала «Культура», вы вообще смотрите этот канал? Три процента! А без культуры вообще ничего не будет, Россия просто не состоится. Вот BBC — это же не только информация. Самые лучшие документальные фильмы, качественное художественное кино — тоже ВВС. То есть британцы хорошо понимают значимость общественного ТВ для поднятия собственной культуры. А мы?