До сих пор российские школьники изучали так называемые духовно-нравственные дисциплины в пилотном режиме: всего в двух десятках регионов и не во всех школах. Эксперимент, как отчиталась директор министерского департамента общего образования Елена Низиенко, удался. Классы не раскололись на национальности и даже, «по отзывам 60% учителей, сдружились». Таким образом, подчеркнула Низиенко, появилась «возможность ввести курс в штатном режиме повсюду»: с 1 сентября курс включен в обязательную программу 4-х классов в объеме 34 часов, и под него выделен час в неделю.
Правда, по мнению глпав общественного совета при Минобрнауки Виктора Лошака, говорить о готовности к введению нового курса всех школ можно с большой натяжкой, и гораздо лучше было бы продлить пилотный режим еще на год.
Наличие нерешенных проблем признал и министр образования и науки Андрей Фурсенко. По его словам, практика показала, что далеко не все учебники полностью устраивают Минобраз. Также пока неясно, надо ли распространять курс на другие классы.
— Ключевой проблемой остается и методическое сопровождение курса, — добавил куратор проекта, замглавы Минобрнауки Максим Дулинов. — Да и перегибы в ходе преподавания имеют место. В том числе уход от культуроведческого подхода к религиозному.
Частично вылезшие за время «пилота» проблемы удалось скорректировать. Так, курс не будет дробиться между вторым полугодием 4-го класса и первым полугодием 5-го, а изучаться в 4-м классе весь год целиком. Изменится и программа. Министерство учло предложение экспертов, чтобы, независимо от выбора ученика, в начале и в конце изучения основного курса выделялось несколько часов для ознакомления детей с другими религиями.
Но многие вопросы остаются. Это прежде всего вопрос о добровольности выбора модуля. Всего, напомним, их шесть: основы православной культуры, ислама, иудаизма или буддизма, светская этика (альтернатива для атеистов) и интегрированный курс истории мировых религий (для тех, кто хочет знать обо всем понемногу).
Так, в Ингушетии, как сообщила республиканский министр образования Лемка Измайлова, все дети изучают историю ислама. Получается, выбор напрочь отсутствует. Правда, ситуацию министр объяснила так: «До 2011 года в школах Ингушетии история ислама уже изучалась в рамках регионального компонента образовательной программы. Теперь мы понимаем, что от одного модуля надо уходить. Поэтому 1 час останется на изучение ислама, а второй — на изучение истории других мировых религий». И сколько еще таких случаев — бог весть.
Между тем по данным на 15 марта, светскую этику выбрали 40,7%, основы православия — 28,7%, историю мировых религиозных культур — 20,3%, основы ислама — 5,6%, буддийскую культуру — 1,2% и иудейскую — 0,1%.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА:
— Решение о повсеместном введении курса основ религиозных культур и светской этики — большая ошибка, — заявил «МК» директор московского центра образования № 109 Евгений Ямбург. — Во-первых, в таком многонациональном и поликонфессиональном государстве, как наше, надо не делить классы на разные конфессии, а учить тому, что всех объединяет. Выбор же конфессии — дело семьи и частной жизни человека. Во-вторых, квалифицированных кадров, способных тонко преподавать эти предметы, нет, и никакие кратковременные курсы тут не помогут. В-третьих, преподавать курсы вроде «Основ мировых религий» или «Великие книги человечества» о Библии и Коране надо не в 4-м классе, а много позже — старшим школьникам. Таким образом, сегодняшнее решение представляется мне торопливым, популистским и очень опасным. Оно может родить массу проблем на ровном месте, и в первую очередь — привести к росту напряжения, чего в нашей жизни и так хватает.