САГАЛАЕВ-старший:
— В начале 90-х годов у моего сына Михаила были проблемы с зависимостью. Ему было 20 с небольшим лет. Это были годы, когда многие друзья сына, в том числе из очень известных в России семей, серьезно подсели на опасные привычки. Не буду называть их имен. И мой сын Миша попал в эти сети. Но вот уже десять лет, как он все же справился с зависимостью, пришел к вере в Бога (ему и по сей день она помогает). Поэтому мы, пройдя через такое серьезное испытание и выйдя из него, решили помогать другим практически. Миша попросил благословения на какое-то большое значимое дело у своего духовника-старца, который и посоветовал помогать таким же зависимым людям. Вот так несколько лет назад и родилась идея: открыть семейную клинику Сагалаевых по лечению опасных для здоровья зависимостей.
Главная наша цель при создании клиники — лечить людей от всего, что подходит под разряд зависимостей: от алкоголя, наркотиков, игромании, булимии, страхов и пр. А почему «семейная»? Мы убеждены: никакие из этих заболеваний невозможно вылечить вне семьи.
САГАЛАЕВ -младший:
— Уже более 10 лет как я чист. Осталось только курение. Но я так много от чего отказался, что откажусь и от табака. До сих пор встречаю знакомых, которые не скрывают удивления: «Миша, ты еще живой?..» Я был абсолютно безнадежным и потерянным для общества. Теперь у меня есть семья: жена, двое детей (девочки 7 и 8 лет). Я — счастливый человек и вот этим своим счастьем хочу поделиться, открывая клинику. Если бы мне 10 лет назад сказали, что смогу вот так все изменить, я бы не поверил. Знаю, как можно пройти этот путь, и готов лично участвовать в жизни каждого пациента. Я не претендую на гуру, на роль доктора (для этого есть специалисты). Другой вопрос, что я знаю, как справляться с зависимостью и как с этим жить, чтобы не делать всякие глупости. В этом смысле с меня можно брать пример. Хотя я — человек застенчивый, и у меня много комплексов.
Задача любой реабилитации, клиники — одна: сломать сопротивление человека лечению, другому образу жизни. А дальше он сам пойдет. Первый шаг к выздоровлению — публично признаться:
«Я болен, я — наркоман».
...Увы, таких подвижников в нашей стране пока очень мало. Частный бизнес идет в сторону наркологии только для того, чтобы максимально заработать. А вот чтобы вложить средства и максимально помогать людям в излечении — такие примеры в России единичны. И крайне мало бюджетных клиник, хотя проблема зависимости, прежде всего от смертельных привычек (наркотиков, алкоголя), в России кричит из каждого угла. О чем мне и удалось поговорить, в частности, с президентом Профессиональной психотерапевтической лиги, вице-президентом Всемирного совета по психотерапии, д.м.н., профессором Виктором МАКАРОВЫМ. «В нашей стране пока не созданы условия для нормальной реабилитации зависимых людей, — сказал он. — Есть хорошие специалисты для лечения любых зависимостей, но нет постоянного и достойного финансирования. Есть и теоретические разработки, но они не носят практической направленности. Хотя вполне возможно создать такую поддерживающую среду для зависимых людей, в которой они будут испытывать все меньшее влечение к „допингу“. Важно организовать движение навстречу врачей и пациентов».
По его мнению, «в стране есть большая проблема с лекарственной безопасностью при лечении зависимости. Если прекратить препараты закупать за границей, мы окажемся совершенно беспомощными. Промышленность по производству таких лекарств разрушена. Есть качественные западные лекарства, но они стоят недешево — семье даже среднего достатка они, увы, не по карману. Мы очень заинтересованы, чтобы у нас были отечественные препараты по лечению зависимостей. Во-первых, они всегда дешевле и доступнее людям. Во-вторых, доказана их эффективность, т.к. она зиждется не на рекламе. Россия в этом плане медленно сползла вниз».
Примерно в этом же ключе размышляет и нарколог, член Общественной палаты РФ Олег ЗЫКОВ: «Надо прекратить спасать нацию и начать помогать конкретному человеку в конкретной жизненной ситуации. Гораздо проще выйти на трибуну и с пеной у рта, истерично кричать о необходимости спасать нацию от вредных привычек. Процесс спасения конкретных людей от конкретных зависимостей долгий и мучительный. Но не бесполезный. Для начала самое главное — личное признание болезни зависимым человеком, только тогда он начнет ее преодолевать».