Отец Димитрий состоит в членах фонда «Возвращение» и давно болеет душой за возврат исторических географических названий. Большевистские варианты священнослужителя возмущают. По его данным, в России 1107 улиц Дзержинского, 554 улицы Урицкого, 131 улица Войкова, 284 улицы Розы Люксембург, 5900 Комсомольских улиц, 630 Революционных, 990 Коммунистических, около 7000 Октябрьских, 1405 улиц Карла Маркса, 3470 — Кирова, 12 870 Советских улиц и «без счету улиц Ленина». Священник призывает «всем народом начать процесс очищения от подлой коммунистической оккупации». «Либо мы отказываемся от этого коммунистического нашего прошлого, либо мы так и будем стоять враскоряку», — заявил он недавно.
Еще в конце прошлого года протоиерей предупредил, что на храме своем повесит уже заказанную архитектору табличку с названием «Царская». «И пусть кто-нибудь попробует это снять! Мы теперь в своей стране табличку на своем родном храме не можем повесить. Как что, так закон, как бюджет воровать — закона нет», — для убедительности добавил отец Димитрий. И вот в Прощеное воскресенье табличка на храме появилась.
Прихожане настоятеля поддерживают. «Очень важное начинание предпринял о. Димитрий. Ибо какая-то мерзкая шизофрения навязывается всем: мол, веруйте в Бога и живите на улице Ленина», — пишет народ в его блоге.
— Думаю, власти табличку снимать не будут, ибо старую никто не трогал, да и по документам официальное название улицы осталось прежним. Так что закон не нарушен. «Переименование» улицы отцом Димитрием носит символический характер и призвано привлечь внимание властей к старой нерешенной проблеме. Почему-то у нас есть деньги на переименование полиции, а на переименование улиц — нет, — прокомментировал «МК» ситуацию руководитель проекта «Мультимедийный блог протоиерея Димитрия Смирнова» Всеволод Бучирин.
Кстати, прецедентом поступок священнослужителя не стал: до этого подобной выходкой отличился известный бизнесмен Василий Бойко-Великий. На заборе своего офиса на Большой Декабрьской улице он вывесил табличку «Большая Ваганьковская».
У протоиерея тем временем есть и другие предложения по возвращению исторических наименований — например, вместо Ленинского проспекта он видит Столыпинский. «Почему имя садиста, сифилитика и, в общем, агента западных разведок, продажного наймита, абсолютно бессовестного человека, ненавидящего русский народ, должно носить наше Калужское шоссе?» — пояснил недавно сам о. Димитрий.
Михаил Горбаневский, руководитель Гильдии экспертов-лингвистов России:
— В Москве около 4 тысяч названий улиц, и нельзя с ними шутить, нельзя доводить ситуацию до такой степени, что уже священники начали возмущаться! Городской закон «О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы» разрешает переименования лишь в трех случаях: если изменен статус объекта (например, улица превратилась в проспект); если необходимо устранить одноименность или если речь идет о возвращении исторического названия. И вот с последним у нас очень плохо. Все, что расположено за пределами Садового кольца, как будто бесы сглазили: восстановлены какие-то единичные названия. Когда-то Лужков наложил вето на возвращение исторических наименований. И с тех пор топонимика ходит не в любимых дочерях московского правительства, а в падчерицах. Топонимического чертополоха на карте города очень много. Например, до сих пор есть 4-я улица Восьмого Марта! Конечно, пора принять поправки в закон: я предлагаю новую главу, где подробно расшифровывается, что такое исторические названия и в каких случаях их надо возвращать. То, что совершил священник, логично и понятно, но, увы, незаконно. Несколько лет назад жители Бутова протестовали против улицы Кадырова и даже вывесили самостийную табличку «улица Псковских Десантников» — виновных задержали и пару дней держали в кутузке. Очевидно, что проблема назрела и пора ее решать.