Одинокая гвоздика подсказывает правильный ответ: это памятник защитникам нашего Отечества.
Стоит этот памятник в городе воинской славы Вязьме, на Русятке. Это район такой, на берегу одноименной речки.
В 41-м году здесь погибли музыканты Красноармейского джаз-оркестра Наркомата обороны, созданного Семеном Чернецким, автором знаменитых военных маршей, которые исполняются на всех парадах Победы.
Группа джазистов в составе 11 человек была направлена в командировку на Западный фронт — поддержать выступлениями участников обороны Москвы. В ночь с 6 на 7 октября она попала в окружение в районе Вязьмы. Двоим музыкантам удалось вырваться. Девять погибли.
Лет 10 назад на месте расстрела военных музыкантов поставили закладной камень. Поставили — и тут же о нем забыли. В прошлом году — в 70-ю годовщину гибели — про артистов никто и не вспомнил. Вернее, вспомнили, но только старики-ветераны. Ирина Трифоновна Филатова, участник боев, обращалась к руководству Вязьмы, писала в Минобороны, а также деятелям искусств, занимающихся общественной работой: Калягину, Быстрицкой, Лановому. Результат, как хорошо видно на снимке, нулевой.
Никому ничего не надо. Никто ничего не хочет, не может, не знает, не умеет.
Одним из тех, кто вышел из окружения под Вязьмой, был саксофонист Товмас Геворкян, в 1968 году он стал заслуженным артистом РСФСР. «Наш оркестр обслуживал боевые части, находящиеся на переднем крае обороны, в частности 20-ю армию Западного фронта, — рассказывал он потом. — 5 октября 1941 года это соединение, а вместе с ним и джаз-оркестр, попали в фашистское окружение. Музыкантам было выдано оружие. Вместе с солдатами мы должны были вырваться из вражеской петли. Смертью храбрых погибли в эти дни руководитель оркестра Г.Лаврентьев, саксофонист В.Костылев, тромбонист Ю.Карпенко, пианист М.Калиновский, саксофонист С.Оганесян, ударник И.Бачеев. В плен был взят трубач Кириленко. Свидетели рассказывали, что, прощаясь с жизнью, он заиграл „Интернационал“. Звуки трубы оборвал выстрел».
Такая была у них смерть.
Они погибли героями. Никому не нужный, безымянный камень, торчащий сейчас неизвестно зачем среди мусора, оскверняет их память.
Чтоб она оставалась светлой, надо вывезти его на свалку и стереть последнюю попытку сохранить в нашем материальном мире образ этих фантастических людей — музыкантов, ставших воинами.
Защитить защитников Отечества. Спасти их память от демонстративного пофигизма и надругательства. Вот лучшее, что для них еще можно сделать.