...Типичный класс домоводства. На доске — «схема изготовления фартука и прихватки», выставка поделок. Брожу, рассматриваю и думаю: ну надо же, как мало все изменилось. И в мои школьные годы учебная программа выделяла девочкам на «труды» два часа в неделю, но все, что я оттуда вынесла, — это «схему изготовления прихватки» и еще полезное знание о том, что швы можно приутюжить, заутюжить и разутюжить. А ведь нас, по идее, много лет учили готовить, шить, кроить... Мы должны были выйти из школы о-го-го какими хозяйками! Нет, то ли в программе что-то было не то, то ли в учителях, но ничему я в школе не научилась.
Вот и здесь готовить учат только в сентябре. Все остальное время кухня в запустении. Духовка не работает, сервизом никто не пользуется. По кухне я брожу с Ольгой и Ариной Венедиктовой, координатором по работе с волонтерами фонда. Точнее, брожу я, а они очень даже привычно обживают пространство. Продукты они привезли с собой и сейчас выкладывают их на стол. И как же мне нравится этот набор! Надо их к себе потом как-нибудь позвать: только что пустой стол занят кудрявыми снопами салата, помидорами, клубникой, блестящей куриной грудкой и орехами!
Вскоре пришли дети, им лет по 13–14, и, к моему удивлению, коллектив собрался вовсе не девичий: две девочки и пятеро ребят. Ольга и Арина не стали тратить время на разговоры типа «а кто из вас умеет готовить» и так далее, а сразу взяли быка за рога. Они сказали, что в программе на сегодня — приготовление курицы в кляре с салатом и двух десертов: мороженого с печеньем и а-ля «Рафаэлло». И собственно, кто будет заниматься, например, десертом?
И в ту же секунду семеро детей были немедленно включены в бурную деятельность: Сережа открывал сгущенное молоко, Никита тер сыр, Андрей снимал корку с батона, молоко текло на стол, крошки летели в разные стороны, все шуршало и трещало — в общем, вечер удался. Поначалу ребята были чуть-чуть скованными. Но это прошло, как только они поняли, что у них получается все, что им предлагают сделать. И очень, как мне показалось, их порадовало отсутствие строгих правил, так хорошо знакомых по школе. Я вот до сих пор помню с уроков труда, что для приготовления открытого бутерброда с колбасой «надо отрезать кусок хлеба толщиной 1 см, смазать его маслом и накрыть куском колбасы толщиной 0,5 см». И все, без вариантов.
А тут дети своими глазами увидели, что кулинария — это, во многом творчество да и просто здравый смысл. Например, Сережа и Лиза готовили «рафаэлки». И для этого им надо было сделать крем из сгущенного молока и тертых кукурузных палочек.
— Палочек в магазине не было, — радостно сказала Ольга. — Но были сухие завтраки, они тоже сгодятся. И нам нужна толкушка, так, а ее нет... — она пробежалась по всем полкам, — но есть скалка, очень полезная вещь!
И вот уже Лиза делает то, чему никогда не научат на уроке домоводства, — увлеченно раскатывает скалкой медовые хлопья внутри пакета из супермаркета!
А в это время Арина с Андреем на большом блюде соединили крошки белого хлеба, тертый сыр и посыпали все травами из мельнички. Мельничка отчего-то вызвала у ребят дружное хихиканье.
Без дела не сидел, точнее, не стоял никто, кроме меня. Гудел блендер, Лиза была просто очарована этим прибором. Шкворчало масло для курицы, Ольга и Арина комментировали:
— Чтобы все рецепты перепробовать, жизни не хватит!..
— По чуть-чуть и размешивать...
— Я держу курицу, а ты без фанатизма... вот та-ак...
И вот курица жарится, двое лепят конфеты (или пирожные, судя по размеру), а на другом конце стола Егор, Мороз и Никита готовят десерт из мороженого — укладывают слоями в стаканчики пломбир, молотое шоколадное печенье, бананы и клубнику. Сначала каждое действие вызывает у них сомнение: а столько ли? А в такой ли последовательности? Но уже очень скоро Егор с достоинством заявляет: «Осторожнее, Некит! Ты портишь мое творение!».
...Полтора часа подходят к концу. Катя облизывает крем с большой ложки — она только что сделала «рафаэлку» в виде сыроежки и очень довольна.
— Все, я иду на повара!
— Я тоже! — откликается Егор. — Но меня не берут.
Возмутительно. Тем временем Ольга решает заварить чай, берет большой чайник и спрашивает: «А кто умеет заваривать чай?» Возникает легкая паника: только Катя сообщает, что лично она заваривает пакетиком. Ольга увлеченно показывает весь процесс с самого начала, от ошпаривания чайника.
И наконец во главе стола, как дивное видение, возникает Андрей с блюдом салата, на котором кругом выложены дольки помидоров, а сверху громоздится порезанная курица. Это было просто шикарно, и сам Андрей улыбался широченной улыбкой. А тут и стаканчики с мороженым подоспели. Так что все быстро убрали со стола, собрали посуду и приступили к дегустации. Во время еды Ольга и Арина попросили ребят повторить «для тех, кто не делал», как они готовили:
— Что сначала сделали? Правильно, сначала сняли упаковку!
Во время всего импровизированного ужина они рассказывали ребятам о других вариантах приготовления этих блюд — что еще можно класть в мороженое, как по-другому приготовить курицу...
...А потом детям надо было уходить: их ждал ужин настоящий, как они кисло сообщили — тушеная капуста.
— О, это тоже можно вкусно приготовить, — с воодушевлением сказала Ольга.
— М-м-м, — с неопределенной интонацией сказали ребята. И ушли. Но ничего: теперь они знают, что повар — это не женщина в белом халате, разливающая чай половником. А готовить — это так просто и так интересно...
...На обратном пути мы говорим с Ольгой и Ариной о том, какие удивительные все-таки вот эти конкретные дети. Сколько в них достоинства, уважительного отношения к нам и друг другу, сколько воодушевления и внимания к тому, что они делали.
— Арин, вот вы часто ездите по разным детдомам и интернатам. Какой уровень умения готовить у завтрашних выпускников? Пусть даже в рамках «макароны-яичницы»?
— Очень низкий. А ведь, выходя за порог детского учреждения, они должны уметь самостоятельно себя обслуживать — приготовить завтрак, спланировать покупку продуктов на неделю, должны знать, как питаться правильно. Почти ничего этого дети потом не умеют. Конечно, в рамках обучения в стенах детского дома есть уроки домоводства для девочек. Но продукты для них выделяются по нормативам. Я помню, в одном классе было всего две девочки, и для обучения приготовлению сырников им выделялось... 1,5 яйца. Бывает даже, что преподаватели покупают продукты на свои деньги, лишь бы обучить детей хоть чему-то. Вот эти дети будут подготовлены лучше. И это прекрасно, потому что рядом с ними нет матерей, которые бы их чему-нибудь научили...
— А еще рядом с ними нет людей, которые бы рассказали им о различных профессиях, зажгли бы в них интерес к образованию, — говорит Ольга. — И вот поэтому мы и решили делать мастер-классы с привлечением волонтеров. А они у нас не только кулинарные. Мы предлагаем освоить парикмахерское дело, маникюр, педикюр, наращивание ногтей, массаж, различные компьютерные курсы, флористику, вождение автомобиля и другие. Бывают мастер-классы с привлечением гинеколога, юриста и даже туриста! Мы хотим, чтобы подростки еще во время жизни в учреждении получали современные, востребованные профессии, и для этого организуем и оплачиваем обучение детей-сирот на различных профессиональных курсах. В результате большинство воспитанников из наших подшефных учреждений к моменту окончания школы уже имеют «в руках» профессию, которая сможет их прокормить в начале самостоятельной жизни...