МЕЖДУ ТЕМ
<p>Тема начавшегося перевода младших классов на шестидневную учебную неделю получила новое развитие. Вслед за родителями в «МК» обратились директора школ.</p> <p>По словам директора спецшколы №1207 Татьяны Пономарчук, «школам с углубленным изучением ряда предметов предписывают учиться по шестидневной неделе нормы СанПиНов. В строгом соответствии с ними недельная программа в младших классах при пятидневке не должна превышать 23 часа. Но это – нагрузка в обычной общеобразовательной школе. В младших классах школы с углубленным изучением ряда предметов она составляет 25 часов в неделю. И эта разница в два часа меняет все дело. Формально школа обязана вводить шестой день – иначе получится, что мы нарушаем правила СанПиНов».</p> <p>При ближайшем рассмотрении СанПиНы, введенные с 1 сентября прошлого года, и впрямь поражают воображение. Чего тут только нет! И требование ввести на продленках для первоклашек тихий час, причем «спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек» с «подростковыми или встроенными одноярусными кроватями». И обучение в каждом классе не более 25 человек. Короче, масса замечательных, но не имеющие ничего общего с реальностью идей.</p> <p>Главное же, что такие решения ставят враскоряку администрацию школ. Получается, как ни сделай – все будет плохо. И обязательно получишь по шее – не от одних, так от других.</p> <p style="text-align: right;"></p>Электронная запись в школу должна будет решить две взаимосвязанные задачи.
1. Определить соответствие необходимого количества мест в общеобразовательных учреждениях количеству будущих первоклассников, проживающих на закрепленных территориях.
2. Гарантировать родителям будущих первоклассников обучение в той школе, к которой они приписаны (закрепленные территории).
Запись в первые классы рекомендуется провести до 1 февраля.
Решение еще одной задачи читается между строк приказа — снизить до минимума денежные поборы при записи в первый класс.
Схематично электронная запись выглядит следующим образом. Необходимо зарегистрироваться на портале государственных услуг и в пошаговом режиме записаться в школу. При записи существуют две очереди. Одна — основная, другая — дополнительная. Основная очередь — все первоклассники, закрепленные за определенной школой (по месту жительства). Дополнительная очередь — желание родителей отдать ребенка по каким-либо причинам в школу не по месту жительства. Создание двух очередей есть не что иное, как попытка создания заслона на пути «добровольных» взносов родителей в школу. Общеизвестно, что подобные взносы могут достигать нескольких сотен тысяч рублей при поступлении в престижные учебные заведения.
Чтобы понять суть школьного антикоррупционного механизма, попробую объяснить на примере, как было и как будет. В престижных округах (Центральный, Западный, Юго-Западный) имеются престижные школы. В престижных школах еще за год до следующего 1 сентября начинают формировать первые классы через создание подготовительных групп. Цену вопроса я уже обозначил. 1 апреля объявляется запись в первые классы, а 2-го уже заканчивается. Дети уже отобраны, классы скомплектованы. Кто не успел, тот опоздал. Опоздали те дети, которые проживают в данном микрорайоне и чьи родители не могут позволить такие траты.
Как будет? Благодаря электронной записи в первую очередь в первые классы пойдут дети, проживающие на территории, закрепленной за конкретной школой. Если же останутся места, на них возьмут из дополнительной очереди. А мест может и не остаться. В общем, богатые тоже плачут. Основной поток жалоб именно от таких родителей.
Их можно понять. Они уже проплатили за обучение детей в подготовительных группах, есть и такие, кто пробашлял директоров лично. Но шансы официальным путем попасть в желанную школу равны количеству дополнительных мест, которых может и не быть. Как сказал один знакомый образовательный чиновник: «Это их (родителей) проблемы. Они просто в этот раз неудачно вложили деньги».
Можно также посочувствовать (мне, правда, не сочувствуется) учителям начальных классов престижных школ, которые привыкли работать с отобранным детским контингентом. Теперь придется учить всех. Директорам, привыкшим жить на широкую ногу, придется умерить свои аппетиты. Хотя не исключено, что неизмеримо возрастет цена «дополнительного» места в первый класс. И появится новая услуга — продажа места в основной очереди. Очередь и продажа места в ней — наше национальное достояние.
Конечно, при организации электронной записи хватает несуразностей, которые, в свою очередь, порождают конфликтные ситуации. Есть много вопросов по нормативным документам, точнее, по их отсутствию. Семья зарегистрирована в одном районе, а живет на другом конце города. Хватает бесхозных домов, которые не приписаны ни к одной школе. Куда податься? Вопросы, на которые пока нет четких ответов.
В разговоре со мной директор «простой» школы с устоявшимся контингентом детей сказал, что головной боли добавилось. Он должен не только назначить человека, отвечающего за электронную запись, но и платить ему деньги. Та же картина и на окружном уровне. Управления образования обязали создать ОСИПы (окружная служба информационной поддержки), а это три-четыре специалиста, которым тоже надо платить зарплату. Где деньги, Зин?
Деньги у богатых родителей, которые обязательно отзовутся на объявление: «Продается место в первый класс».
В этом году в школах ждут 90 тысяч новых учеников — и мест за партами, говорят в Департаменте образования Москвы, хватит всем.