Валентина Ивановна — пенсионерка, но просыпается рано: надо выгуливать двух собак, скрашивающих ее старость. Еще перед Новым годом женщина заметила, что ее питомцы всячески избегают обработанного реагентами асфальта, стараясь поскорее забежать на засыпанный снегом газон, чего раньше с ними не случалось. Следующим поводом для беспокойства стали старые, но крепкие гамаши, которые после нескольких прогулок по январской слякоти покрылись устойчивым белым налетом. «Памятуя о том, что власти обещали солью дворы не посыпать, я обратилась за разъяснениями к нашему дворнику, — рассказывает Валентина Ивановна. — Каково же было мое удивление, когда он сказал, что установка изменилась, и теперь тротуары велено обрабатывать какой-то новой гадостью, в состав которой входит поваренная соль».
Дворник не обманул пенсионерку. Соль снова используют при уборке дворов и тротуаров. Причем не одну, а вместе с другими химикатами. Запрет на использование реагентов в пешеходных зонах, введенный мэрией в 2007 году, больше в Москве не действует. Более того, щебенка, которой успешно обрабатывали тротуары в течение 4 лет, признана неэффективным и чуть ли не вредным материалом. Она, как оказалось, забивает водостоки, стирает дорожную разметку и портит покрытие автомобилей. Поэтому вместо нее на зимний период 2011–2012 годов власти закупили совершенно новый для Москвы противогололедный материал, состоящий из мраморной крошки, поваренной соли и формиата натрия. По словам главы департамента ЖКХ Андрея Цыбина, именно такой «щадящий для городской среды» состав был рекомендован городским службам коллегами из Департамента природопользования. «Формиат натрия — это безопасная муравьиная кислота. А мраморная крошка лучше, чем щебенка, обеспечивает „сцепку“ с асфальтом», — заявил чиновник, отвечая на вопрос «МК», зачем понадобилась новая рецептура.
Однако экологи категорически не согласны с этими доводами. «Действительно, формиат натрия в небольших количествах применяется в пищевой промышленности и парфюмерии — вопрос в том, сколько его поступает на улицы Москвы. Судя по личным наблюдениям и фотографиям жителей, никакие нормативы обработки тротуаров никем не соблюдаются. Высыпаются горы нового реагента, по улицам сплошным потоком текут соляные реки», — негодует координатор программ «Гринпис России» Алексей Киселев. Он советует чиновникам заглянуть в справочники, которые относят формиат натрия к третьему классу опасных веществ: в определенных концентрациях он вызывает раздражение верхних дыхательных путей и слизистых оболочек. «Бесконтрольное использование этого препарата может обернуться ростом легочных заболеваний, в первую очередь среди детей и стариков», — предупреждает эколог.
Завкафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков тоже недоволен новой противогололедной смесью. По его мнению, формиата натрия в ней немного, т.к. это дорогое (1 тонна стоит более 18 тыс. руб) и довольно экзотическое вещество, которое никогда раньше для борьбы с гололедом не использовалось. Хомяков считает, что настоящую опасность для города и его жителей представляет возвращение технической соли: «На зиму закуплено более 140 тыс. тонн смеси, содержащей хлорид натрия. Таким образом, соляная нагрузка на Москву увеличилась в три раза!»
Однако грязно-серая жижа на тротуарах и уродливые разводы на обуви объясняются не только наличием в составе реагента поваренной соли. Мраморная крошка плавится в талом снеге и воде, покрывая улицы плотным беловатым налетом. Рассказывают, что один высокопоставленный чиновник мэрии, выйдя на днях на Тверскую улицу, решил, что рядом с горадминистрацией какой-то нерадивый ресторатор просыпал несколько мешков с мукой... «Это еще что! — предупреждают специалисты. — Зима закончится, снег растает, а мел на улицах так и останется». Киселев также прогнозирует засоление почв, изменение гидрогеологического баланса, повышение концентрации хлоридов в Москве-реке и прочие неприятные последствия.
С 2007 года в Москве действует постановление (242-ПП от 10 апреля 2007 года), предписывающее проводить «лабораторные исследования и широкомасштабные испытания» всех новых противогололедных реагентов на предмет их воздействия на здоровье граждан, окружающую среду, а также объекты дорожного хозяйства и коммуникации. Контролировать исследования должна специальная рабочая группа, в которую наряду с чиновниками входят ученые-химики, экологи и другие специалисты. Один из них заявил «МК», что никаких испытаний смеси из мраморной крошки, поваренной соли и формиата натрия прошлой зимой, как это предписывает регламент, не проводилось. «По крайней мере нашу группу к этому не привлекали точно», — подчеркнул ученый. По его мнению, появление на городских улицах нового реагента обусловлено экономическими причинами: кому-то потребовалось обеспечить заказами его единственного производителя — Уральский завод противогололедных материалов. «В течение 10 лет в Москве были отработаны технологии, снижающие солевую нагрузку на город, а сейчас все возвращается к допотопным временам, — соглашается с критическими оценками директор центра „За безопасность российских дорог“ Дмитрий Леонтьев. — Раньше мы во дворах обходились 20 тыс. тонн щебенки, а теперь хотим высыпать туда в семь раз больше соли».
В мэрии считают несправедливыми и другие претензии общественников. По данным Департамента ЖКХ, смесь мраморной крошки с солью и формиатом натрия прошла государственную экологическую экспертизу и имеет все необходимые сертификаты качества. «Вы можете даже босиком по ней бегать!» — заявил «МК» представитель этого ведомства.
Но пенсионерка Валентина Ивановна решила все же не испытывать судьбу: своим собакам она связала для прогулок специальные пинетки, а для гамашей закупила в ближайшей аптеке медицинские бахилы...