* * *
Какой толк от дерева, украшенного игрушками? Зачем нужны все эти стеклянные шары, птички, зайцы? И почему нужно ночью садиться за стол, а не ложиться в кровать?
Все дело именно в этой явной, вызывающей бесполезности. Шары и птички рано или поздно разобьются, дерево придется выбрасывать. Но ведь надо же хоть раз в год не заботиться о выгоде и сделать все наоборот. Потому что в это самое время в душе открывается маленькое окошко и там, как в лесной луже после дождя, собирается чистая влага. Без которой не может существовать даже самый злой и расчетливый человек. А еще в это окошко может проникнуть надежда. Спрятавшись поглубже, она может набрать неслыханную силу.
Я знала, что вот-вот должно случиться что-то долгожданное. Дед Мороз, который приходит лично ко мне, уже давно убедил меня в том, что это правило не знает исключений.
И вот я получаю письмо от мамы Павла Митичкина, Екатерины Николаевны. После трансплантации легких Павел все еще находится в Страсбурге. Операцию сделали в долг. И никто не знал, где взять столько денег.
Вот это письмо. «Доброго времени суток, Ольга Олеговна. Сейчас у нас с Россией 3 часа разницы, поэтому не знаю, когда увидите почту. Но это и не важно, у нас хорошие новости. Во-первых, Пашу пока еще не выписали, но все к этому идет, медленно, но верно. Со всеми возможными осложнениями благополучно справились, осталось еще немного окрепнуть.
Пашу приняли в Страсбургский университет по его специальности для подтверждения диплома. Мы подавали документы буквально в последний день приема на авось, чтобы после операции у Паши была новая цель. И он поступил. Сейчас оформляем студенческую страховку и тогда сможем получать здесь все необходимое медицинское обслуживание. Да и времени для восстановления у нас будет больше, и специалисты смогут наблюдать его длительное время.
И еще одно рождественское чудо. На начало декабря у нас был долг перед клиникой за Пашино лечение 115 тысяч евро. После подсчетов денег на всех наших благотворительных счетах долг сократился до 43 тысяч евро. И вот вчера, 16 декабря, волшебник Дмитрий передал для Паши 50 тысяч долларов, а дама, пожелавшая остаться инкогнито, — еще 200 тысяч рублей. И счет перед клиникой в один день перестал существовать. Вот на такие поступки способны наши соотечественники, за что им огромная благодарность и почтение. Хотя эти герои и не хотят называть себя, но это ощущение праздника и чуда, наверное, должно высвечивать их изнутри. Я бы очень хотела, чтоб в их жизни все всегда было прекрасно.
С наступающими вас новогодними чудесами. С уважением, Екатерина и Павел».
Сотрудники Минздрава, которые отказали Павлу Митичкину в праве на жизнь, должны быть наказаны, и я сделаю для этого все, что будет в моих силах. Но сейчас не об этом.
Люди, собравшие деньги на лечение Паши, помогли совершиться чуду. Это сказала не я, а мать погибавшего молодого человека. В этой ситуации только она имеет право на такое слово, и она его произнесла. Значит, чудеса есть.
То, что Паша поступил в Страсбургский университет, — тоже невероятно. Особенно если вы вспомните множество молодых людей, слоняющихся без дела по московским и не московским улицам. Паша победил в ситуации, когда почти невозможно было победить. Я просила Екатерину Николаевну передать ему, что он настоящий мужчина А то, что она сумела воспитать такого сына, — тоже чудо. Нельзя часто повторять это слово, но сегодня можно.
Но и это, представьте себе, еще не все.
В последнем выпуске «Соломинки» я писала об Алексее Николаевиче Солодилове, который борется за жизнь своего двухлетнего сына. Им не на что и негде жить.
Так вот, сначала люди собрали для Солодиловых деньги. Теперь отец долго сможет о них не думать. А потом позвонил Павел Потапов из ЗАО «ВТБ Долговой центр». Он сказал, что руководство банка приняло коллегиальное решение оказать Владику Солодилову любую возможную помощь.
Я объяснила, что сейчас для них главное — жилье. И вот снова звонит Павел: для Солодиловых нашли комнату в Балашихе и уже начали оформлять документы.
Когда я рассказала об этом Алексею Солодилову, он ответил: значит, это бывает не только в кино? Скажите, за кого молиться?
* * *
Выдающийся генетик Владимир Эфраимсон считал, что существует ген альтруизма. Честно говоря, я думаю, что так и есть. Мне встретилось немало людей, у которых этот ген занимает все внутреннее пространство, так что даже непонятно, где помещается все остальное. Как правило, это люди скромного достатка, отчего их участие в жизни терпящих бедствие всегда представляется сказочной роскошью. И вот именно эти люди, как выяснилось, способны изменить ход вещей. Не в переносном, а в самом прямом смысле слова. Человек должен был умереть, а его удалось вылечить. Человеку негде жить, а ему построили дом. Человек упал духом, а его прижали к сердцу.
Да, Россия находится на 120-м месте в списке стран-благотворителей. Это очень плохо, но я думаю, что многих удерживает боязнь быть обманутыми. Когда помогают рука в руку, когда человек сам принимает участие в спасении, это тоже меняет ход вещей. Как правило, хочется сделать второй шаг. А потом третий.
И еще. Многие люди даже не подозревают, как много у них есть. Они могут ходить и бегать, они видят и слышат, они легко дышат и живут дома, а не в больнице. Это такое счастье, к которому быстро привыкаешь. Не привыкайте. Радуйтесь, что по дороге к метро вас забрызгала летящая мимо машина. А чему радоваться-то? Да тому, что вы идете по улице. Радуйтесь, что видите огни новогодних елок, — многие не видят. Радуйтесь, не жадничайте. Это к вам прилетела хрупкая птичка, и это на вашей елке она превратилась в елочную игрушку.
Разрешите мне нарушить правило и не называть имен тех, кто принял участие в помощи нашим героям. Сегодня хочется поблагодарить всех. Будьте здоровы, потратьте все деньги на подарки. С Новым годом и до встречи.
Звоните нам по телефону 665-72-72, доб. 74-66, 74-64.
E-mail: Letters@mk.ru (с пометкой «Соломинка»)