Русские босоногие родились в Москве. Вернее, на даче у кандидата технических наук Кирилла Корчагина.
Этого человека и сегодня можно встретить в центре столицы. Не заметить его невозможно. Корчагин — высокий представительный мужчина средних лет. Одет всегда с иголочки — брендовый итальянский костюм, рубашка в тон, дорогой галстук и... босой. Он — один из идеологов российского барефутинга (от английского «bare» — голый и «foot» — ступня).
Босоногий образ жизни Кирилл перенял из Австралии, где около года преподавал в Сиднейском университете. По его словам, там ходят босиком все — от маленьких детей до адвокатов и врачей. Вернувшись на родину, Корчагин собрал на даче друзей и начал приобщать их к своему необычному хобби.
Но Москва поглотила босоногих людей. В мегаполисе они затерялись в многолюдной толпе.
Но дело Корчагина поддержали в других городах России.
«Реагенты сжигают подошвы ног»
Самая знаменитая босоногая девушка — Ольга Гавва. Она — преподаватель индийских танцев. Живет в Питере. Замужем.
Каждый день, выныривая из двора-колодца, дама ловит на себе удивленные взгляды прохожих. Слышит настороженный шепот: «Ба, глянь, да она босая! Может, из психушки сбежала?»
«Темные люди, — думает про себя Ольга. — Нас таких по всей России тысячи!»
И среда обитания «босоножек» — отнюдь не психиатрическая клиника.
Ежедневно Ольга проделывает нелегкий путь на работу. В метро ее поджидает масса неприятных препятствий — эскалатор, женские каблуки, толкучка и ненавистная жвачка на кафеле. Затем — переполненная маршрутка, автобус...
— Я выступаю и преподаю в разных местах, поэтому зачастую добираюсь городским транспортом до работы больше двух часов, — рассказывает Гавва. — Не поверите, но самая серьезная неприятность настигла меня, когда я еще носила обувь и не обращала внимания на опасные каблуки некоторых женщин. Вот тогда-то мне и отдавили ногу! Когда я отказалась от сандалий, то четко уяснила для себя технику безопасности в общественном транспорте. Во-первых, нельзя вставать позади мужчин, которые плохо держаться за поручни. Во-вторых, следует опасаться женщин на каблуках, как бы крепко они ни держались на ногах. В-третьих, необходимо красить ногти на ногах ярким лаком, который привлекает к себе внимание!
Избавиться от обуви Ольга решила в 1994 году, когда занялась изучением классического балета Индии.
— Для погружения в образ жизни барефутеров мне пришлось сделать хождение босиком неотъемлемой частью моего существования... — добавляет Ольга.
Сегодня у российских барефутеров десятки сайтов, форумов, где они обсуждают наболевшие мозоли, делятся советами, как в лютый мороз не отморозить конечности и избежать травм в ночное время суток. Босоногие со стажем проводят семинары для новичков, устраивают экстремальные походы и недоумевают, почему, в конце концов, без обуви не пускают в рестораны и театры.
На одном таком семинаре, видимо, поприсутствовал учитель физкультуры из Ставрополя. И тоже решил пополнить ряды барефутеров. Вот и заставил своих воспитанников пробежать кросс без кроссовок при 15-градусном морозе. Итог физкультразминки — дети с преподавателем в больнице с обмороженными ступнями. У самого тренера диагностировали вторую степень обморожения.
После скандального эпизода барефутеры-профессионалы открестились от горе-последователя.
— На самом деле легкие случаи обморожения случались в жизни каждого барефутера. Опыт хождения босиком зимой приходит со временем, — продолжает Гавва. — Я хожу босиком большую часть своего времени — и зимой, и летом. Невозможно стать профессионалом в исполнении восточных танцев, если у вас на ступнях кожа рыхлая, изнеженная теплыми стельками, сухая, с потертостями от обуви. Только ходьба босиком помогает улучшить кожу на ногах.
Ольга утверждает, что может находиться босиком на морозе до двух-трех часов.
— При морозе ниже минус 8–10 градусов я снимаю с пальцев ног и лодыжек украшения, потому что этим металлом при низкой температуре легко обморозиться. Многие начинающие барефутеры не выдерживают мороза и периодически заходят греться в магазины. Это ошибочная практика. После частых заходов в кафе или магазины ноги замерзают быстрее. От резкой смены температур устойчивость теплорегуляции на коже босых ног в снегу постепенно сбивается. Поэтому зимой, когда мне надо купить продукты, я выбираю магазины с плохим отоплением и холодным кафельным полом. К счастью, в Петербурге таких много. При морозе ниже минус 20 я стараюсь на улицу не выходить. Ведь мерзнут не только ноги, но и руки, лицо.
И все же девушка признается: зима — тяжелое время года. И даже не мороз тому виной. А реагенты, которым посыпают тротуары. «От них жжет ноги!» — жалоба большинство барефутеров.
— Простая соль, которая разъедает кожаную обувь, абсолютно безопасна для моих подошв. Поэтому я за то, чтобы улицы снова стали посыпать простыми песком и солью! — подытоживает собеседница.
Ну да бог с ней, с солью. В жизни босоногих случались травмы и посущественнее.
— Самую серьезную рану я получила на мосту Петропавловской крепости, когда там перестелили дощатое покрытие. Тогда я налетела на шляпку гвоздя большим пальцем ноги. Началось обильное кровотечение. Но благодаря тому, что я не стала бинтовать и прятать раненую ногу в обувь, на открытом воздухе все очень быстро зажило. Я давно заметила, что под бинтами и в обуви поверхностные ранки и царапины заживают гораздо медленнее.
А еще босоногая Гавва, отказавшись от обуви, избавила себя от многих женских проблем. Например, вопрос выбора зимних сапог перед ней давно не стоит.
— Туфлей на каблуках у меня нет вообще. Но я вынуждена хранить в гардеробе демисезонные черные полусапоги и черные шлепки для особых случаев.
К особым случаем Ольга относит похороны и визит к гинекологу.
— Раньше обувалась в церковь, — добавляет Гавва. — Но теперь узнала, что в Питере есть два храма, посвященных блаженным, принявшим обет босоножества. В Москве я знаю пять или шесть таких босоногих покровителей церквей. Однажды меня пытались не пустить босиком в метро. Оказывается, в правилах питерской подземке существует пункт — нельзя босой ступать на эскалатор. Помню, в одном армянском ресторане мне тоже сделали замечание, попросили обуться или покинуть заведения. Но я отстояла свою позицию.
Не брезгует Гавва и посещением общественных туалетов, где, казалось бы, запросто можно подхватить грибковое заболевание.
— Кожные вирусы передаются не в общественных туалетах, а в раздевалках бассейнов и бань, где люди надевают на влажные ноги закрытую обувь, носки и колготки, — утверждает Ольга. — Мои босые ноги постоянно подвержены воздействию света и холодного воздуха, что делает их абсолютно неподходящим местом для распространения грибка. Тем не менее я брезгливо отношусь к посещению бань, общественных бассейнов, потому что видела, как моей знакомой пловчихе грибок здорово изуродовал ступни. Тем, кто вынужден посещать эти места, могу посоветовать: обязательно уходите оттуда босиком, чтобы к сухой прохладной коже ничего не приставало. Что касается общественных туалетов — эти заведения опасны только в Индии, где зачастую люди не только справляют нужду, но и моются.
Супруг Ольги не разделяет увлечение жены. Но и не препятствует.
— Мы с мужем познакомились, когда я еще носила туфли. А потом объяснила ему свою новую жизненную позицию и попросила больше никогда не дарить мне обувь, колготки, чулки, подвязки и прочие подобные вещи, бесполезные для босоногого человека. Такое положение вещей не могло его не порадовать. Однако последовать моему примеру и самому избавиться от обуви он категорически отказался...
«Чувство брезгливости у меня вызывает разве что раздавленная тушка голубя или кошки»
Игорь Резун родом из Новосибирска.
Его называют гуру босоногих, профессором Свободой. Ведь именно под его руководством в 2007 году была создана Ассоциация босоногих, где зарегистрированы люди гуманитарных профессий, поклонники нетрадиционной медицины и йоги. Большую часть босоногих составляют женщины в возрасте от 20 до 40 лет.
О том, что обувь — лишняя деталь туалета, Резун понял в 1996 году, когда попал в автокатастрофу, после чего вынужден был носить корсет, который затруднял процесс завязывания ботинок.
— Вот тогда мне пришла в голову мысль выходить на улицу босиком, — начал Резун. — Но первые попытки хождения босым я предпринял еще в 1994 году, когда работал начальником информационного отдела ВЦ Россельхозакадемии. Однажды летом после работы я решил пройти 5 остановок до дома босым. Снял галстук, перекинул пиджак через плечо, стащил штиблеты с носками и пошлепал по тротуарам и дорожкам, по лесополосе... Домой явился с грязными ногами, довольный. Получил порцию возмущенного недоумения от жены и закончил с этими экспериментами до 1996 года.
С форума босоногих: «Москва. Пару дней назад решил прогуляться босиком. Температура всего минус 10. В парке лежал белый снежок. Тишина. Босоногая прогулка по этому снегу закончилась для меня обморожением. Причем хватило 15 минут. Ничего не предвещало такой неприятности — я периодически прогуливаюсь босиком по снегу, и всегда все было отлично. А тут раз — и пальцы превратились в лед. Причем на левой ноге — в самом легком варианте — просто жжение и покалывание, а на правой — до потери чувствительности подушечками пальцев и появления под кожей волдырей, заполненных жидкостью».
— У босоногих существует правило — не нужно разуваться на улице! В холодную погоду лучше выходить босым уже из дома, — говорит Игорь. — Серьезному обморожению барефутеры на моей практике не подвергались. Максимум травм — сильный порез ступни, и то та неприятность случалась ночью, при плохой видимости в лесополосе и на водоеме.
У движения босоногих есть противники, которые считают, что ходить босым — «грязно, противно, негигиенично, вредно, опасно», ну и — «неприлично, несолидно».
Мнение врачей: «Ходить босиком по городу — значит собирать на свои ноги всю таблицу Менделеева. Поры босой кожи впитывают яды, содержащиеся в реагентах, выхлопных газах и другой химии, какой в городе очень много. Происходит медленное, но верное отравление организма. Кроме того, велик риск подцепить один из кожных вирусов — бородавки или грибки».
Однако Игорь Резун с утверждением докторов не согласен. У него — серьезная должность. Он — учитель в школе. Постоянно предоставляет в учебное заведение медсправки. Пока нареканий в его адрес не прозвучало.
— С наступлением весны я везде, кроме школы и деловых встреч, хожу босиком. Во время летнего школьного лагеря я тоже ходил босиком, как и мои ученики. Я вожу ребят в босопоходы с апреля, еще по холодной земле, прививаю им любовь к свободе ног. Многие привыкают так, что все лето скандалят с родителями, отказываясь от обуви. С апреля по сентябрь я провел 10 босопоходов с 7-ми классами. Прошли мы в общей сложности более 150 км.
Жена Игоря тоже состоит в Ассоциации босоногих. Игорь признается, что она чуть было не испортила себе ноги, потому как ранее постоянно носила каблуки, впрочем, «как все приличные женщины».
С форума босоногих: «В первый месяц хождения босиком трижды загонял в пятку осколки стекла. Один был крупный, я его легко вынул пальцами. Два совсем мелких, их пришлось доставать иголкой. Во всех трех случаях я без проблем добрел домой без первой помощи, а дома уже обработал ранки как положено. Поэтому сейчас я ношу с собой только хороший лейкопластырь. Хотя думаю о том, чтобы добавить в набор иглу, пинцет и перекись водорода. Но мне все время лень — за последний месяц, который я хожу уже полностью босиком, подошвы адаптировались, и мелкие осколки в них не втыкаются».
— Я напарываюсь на мелкие куски стекла раз в неделю, — говорит Игорь. — Эти занозы быстро вытаскиваются, дезинфицируются и забываются. Сильные порезы происходят раз в год.
С годами у каждого барефутера выработалась привычка постоянно смотреть под ноги, чтобы не налететь на опасный предмет — стекло, гвоздь, сук дерева. А вот экскременты животных опасности не представляют.
— Чувство брезгливости у меня вызывает разве что раздавленная тушка голубя или кошки, — откровенничает Резун. — В гостях наотрез отказываюсь от тапочек. Вообще, брезгливость у нас в головах, а не на коже. Уберите ее из мысленной картины — и все упростится.
С форума босоногих: «От чиновников, если к ним явиться босиком, придется выслушать лекцию на тему „Недопустимость босых ног в официальном учреждении“. Имелся прецедент, когда некоего барефутера зимой выгнали в шею из обыкновенного книжного магазина, а затем сотрудники вписали в правила пункт, запрещающий приходить в этот магазин без обуви. В универсамах в правилах подобный пункт не прописан, но тут все зависит от произвола охраны».
— Однажды меня пытались не пустить в банк и в торгово-развлекательный центр «Ройял-парк», один из самых роскошных в Новосибирске, — вспоминает Игорь. — В первом случае пришлось написать жалобу и получить официальные извинения от банка. Во втором — грамотно объяснить секьюрити свои права. Аналогичные случаи происходили с активистами нашей организации — пришлось защищать свои права на уровне официальных бумаг, составленных адвокатами, среди которых тоже немало приверженцев босоногого образа жизни. В ноябре 2009 года мы сорвали планы новосибирского метро ввести запрет на босоногих под землей, проведя босоногий пикет у мэрии. Сам я никогда не зайду босым в инфекционную больницу, только в бахилах. Не пойду на урок в силу школьного дресс-кода, на официальную встречу с губернатором и мэром, на обслуживание ВИП-экскурсии. И, наконец, не зайду босым туда, где лежат безногие инвалиды и ограниченные в подвижности. Показывать им свои голые пятки некорректно.
С форума босоногих: «На босу ногу лучше чувствуется автомобиль. Единственно, над чем сначала приходится потрудиться — это переделать в машине пол. От резиновых ковриков пятки становятся черными. Самый простой способ — аккуратно вырезать кусок хорошего ковролина».
По словам Резуна, среди поклонников босоногого образа жизни больше женщин. Игорь объясняет это тем, что у представительниц слабого пола более подвижная психика, они склонны к переменам, у них присутствует здоровое бунтарство плюс ко всему именно женщины испытывают на себе трудности ношения каблуков.
— В нашей ассоциации есть девушка Катя — профессиональная модель. Ее мама — Марина — акушер-гинеколог в клинике. Много молодых мам. Так, 28-летняя Мария приучила к прогулкам босиком своих детей, 4-летнюю Лару и 2-летнюю Марту. Теперь ее дети наотрез отказываются летом выходить из дома обутыми. Еще одна девушка, студентка ВШЭ, погостив летом в Новосибирске, последовала примеру своей сестры-семиклассницы, которая рассекала босиком по городу. В Москву дама улетала босая. Кстати, в самолет ее пропустили без проблем.
С недавних пор мировые звезды тоже начали массово разуваться. Например, актриса Джулия Робертс босиком выходила замуж. Модель Кейт Мосс, актриса Сиена Миллер и певица Бритни Спирс неоднократно были засняты папарацци без обуви. Актриса Голди Хоун даже на серьезные мероприятия не надевает туфли. В Штатах и Европе появились специальные рестораны, куда без проблем пускают босоногих. Причем такая поблажка совсем не исключает дресс-кода: например, в ресторане в Лос-Анджелесе, куда любят заходить голливудские актеры, по вечерам в джинсах — нельзя, а без обуви — пожалуйста.
Как бы то ни было, мнение психологов по поводу столь странного хобби однозначно: «Людям всего лишь хочется привлечь к себе внимание. Барефутинг — своего рода социальный эпатаж. В большом городе индивидуальность теряется, человек зачастую чувствует, что до него нет никому никакого дела. Чтобы избавиться от этого ощущения, люди готовы даже на руки встать, не то что снять обувь».