Тучи начали сгущаться над главным собором России гораздо раньше. Еще в 1922 году С.М.Киров высказал идею воздвигнуть в Москве «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян» — Дворец Советов. А двумя годами позже, в 1924-м, уже после смерти Ленина, один из лидеров радикальной Ассоциации новых архитекторов В.Балихин предложил соорудить в центре столицы, на месте храма Христа Спасителя, грандиозное здание, которое, по замыслу автора идеи, должно выполнять разом три идеологические функции: являться памятником Ленину, Коминтерну и образованию СССР. Однако прошло еще несколько лет, прежде чем эти замыслы стали реализовываться.
Впрочем, культурно-идеологическую базу под грядущую акцию по уничтожению знаменитого собора власти предусмотрительно готовили заранее. Храм Христа Спасителя раскритиковали в пух и прах: нашлись даже маститые архитекторы, которые безапелляционно заявляли в газетах, что это сооружение не имеет никакой градостроительной ценности, не является произведением искусства. Одним из немногих мэтров, рискнувшим поднять свой голос в защиту храма, был известный художник Аполлинарий Васнецов, автор цикла картин, посвященных древней истории Москвы.
В первой половине 1931 года состоялся предварительный конкурс проектов Дворца Советов. Особое внимание его участники должны были уделить выбору места для этого здания-памятника. Сталин, рассматривая предложенные эскизные варианты, распорядился, чтобы новый рабоче-крестьянский дворец построили на месте храма Христа. 2 июня 1931 года на совещании высших партийных чиновников во главе с Молотовым это указание вождя было единодушно одобрено. А уже через две недели Комитет по делам культов при Президиуме ВЦИК принял резолюцию: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома закрытие храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение». Не забыли при этом и о материальной стороне, ведь в огромном храме даже после уже неоднократно проведенных экспроприаций церковных ценностей еще оставалось чем поживиться: «Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота... внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».
18 июля 1931 года в «Известиях» было опубликовано правительственное постановление об организации конкурса на проектирование Дворца Советов, а вскоре началась работа по изъятию из храма Христа последних оставшихся ценностей и подготовке его к уничтожению.
Большая часть богатейшего убранства собора пошла на переработку или была уничтожена. Лишь небольшое количество холстов с росписями, отдельные фрагменты горельефов, украшавших фасады, отправили в музейные запасники. Исследователи полагают, что несколько мраморных резных скамеек позднее пригодились для оформления подземного зала станции метро «Новокузнецкая». А часть мраморных плит с именами героев Отечественной войны 1812 года, снятых со стен храма, использовали для облицовки других подземных дворцов — нынешней «Кропоткинской» и «Охотного Ряда».
Ломать грандиозное здание пришлось в спешке, чтобы не возникло неудобных сочетаний дат. Ведь в 1932 году предстояло праздновать 120-летие Отечественной войны 1812 года, в честь победы в которой и был построен храм Христа, так что надо было успеть провести ликвидацию в текущем 1931-м.
— Я тогда был маленький еще совсем, — вспоминает москвич Георгий Ухов. — Но помню, как бабушка, прихватив и меня несмышленыша, ходила попрощаться с храмом Христа. Видимо, это было незадолго до взрыва — меня поразил и даже испугал вид огороженного дощатым забором огромного здания с пятью башнями. На них как-то уж очень зловеще высились металлические скелеты куполов, с которых уже ободрали позолоченные медные листы...
Храм оказался на редкость прочным. Даже крест с центрального купола удалось снять не сразу. По воспоминаниям очевидцев, сперва попробовали своротить его, привязав трос к грузовику, но лошадиных сил в моторе оказалось маловато, пришлось цеплять еще одну машину. Толстенные стены собора вообще почти не поддавались инструментам разрушителей. И тогда, чтобы ускорить процесс, решено было прибегнуть к помощи взрывчатки.
Но первый из взрывов даже не обрушил сводов. Лишь повторно заложенные мощные заряды смогли одолеть прочную каменную кладку. 5 декабря 1931 года около полудня храм Христа Спасителя был превращен в руины. Как утверждают, рукоятку взрывной машинки повернул лично первый человек в городе — Лазарь Каганович.
На месте знаменитого памятника русской ратной славы образовалась гора битого камня и кирпича высотой в пятиэтажное здание. Разборка и вывоз этих обломков длились еще почти полтора года.