Сколько в Москве гастарбайтеров, доподлинно не знает никто. Несмотря на то что в последние годы городские власти последовательно сокращают квоты на приезжих (в 2009 году было 392 тыс. человек, в 2010 г. — 200 тыс., в 2011 г. — 160 тыс.), общее число мигрантов не уменьшается. По неофициальным оценкам, их примерно 2–2,5 млн. человек, или чуть менее четверти от населения столицы.
В 2008 году после серии скандалов, связанных с проживанием гастарбайтеров в вагончиках на стройках, столичное правительство выпустило постановление «О мерах по оптимизации привлечения иностранных работников на предприятия города Москвы», которым утверждался проект временного административно-бытового городка (ВАГ). ВАГи планировалось размещать на территории города с учетом потребностей в иностранной рабочей силе, однако программа не получила широкого развития из противоречия Жилищному кодексу. Дело в том, что городки предполагалось возводить из сборно-разборных конструкций, тогда как по российскому законодательству даже временное жилое помещение должно располагаться в капитальном строении и быть привязанным к земельному участку.
Аренда квартир в частном секторе основной массе гастарбайтеров не по карману. Даже в дальнем Подмосковье за наем придется платить не менее 10 тыс. руб. В легальные общежития их без разрешения на работу и договора с конкретным предприятием не пускают. В итоге большинство приезжих селятся либо в подвалах многоэтажек, либо в заброшенных зданиях. Совсем недавно в рамках показательной борьбы с нелегальными гастарбайтерами из Таджикистана ФМС разогнала одну из коммун, проживавшую в усадьбе Волконских (!) на Тверском бульваре, 17. Еще одна нелегальная общага сгорела весной в Большом Афанасьевском переулке, погибли семь человек, в том числе двое детей.
В госпрограмме «Жилище», которую столичные власти утвердили в сентябре текущего года, отмечается, что «происходящие в Москве активные миграционные процессы обуславливают необходимость развития не только жилищного фонда для постоянного проживания, но и наращивания помещений гостиничного типа». Летом Московский институт типового и экспериментального проектирования (МНИИТЭП) выиграл конкурс на работы по обобщению опыта проектирования рабочих общежитий, результатом которых должны стать предложения по созданию временного жилья для иностранной рабочей силы в количестве 200 тыс. человек. До конца первого полугодия 2012 года специалисты должны представить в мэрию варианты по квартирному составу и составу обслуживающих помещений таких домов, дать расчеты по их коммерческому функционированию и примеры архитектурно-планировочных и технических решений.
«Конечно, это будет жилье с уменьшенными социальными нормами, — говорит источник „МК“ в мэрии. — Но это все равно лучше, чем те условия, в которых мигранты живут сейчас». Оптимальными площадками для размещения таких объектов он называет промзоны: в сложившихся жилых кварталах слишком велики ксенофобские настроения, мигранты там не приживутся.
По словам Марата Хуснуллина, к строительству общежитий нового типа планируется привлечь инвесторов, для которых будет разработана специальная программа по развитию сети доходных домов разных ценовых категорий. Эксперты также рекомендуют обратить внимание на заброшенные производственные здания. После небольшой реконструкции их также можно использовать для расселения гастарбайтеров.