— Ольга Юрьевна, что нового ожидает школьников в ближайшем будущем? Планируется ли в Москве изменить систему записи в первый класс, например, сделать ее электронной, как в детские сады?
— Давайте порадуем родителей: 1 апреля — традиционный день начала записи ребят в школу в Москве, скажем так, отменяется. Сегодня разрабатывается и в ближайшее время будет внедрена принципиально новая электронная программа зачисления первоклассников. Для начала в пилотном режиме она начнет действовать в Зеленоградском административном округе. Почему именно сейчас стало возможным изменить прежний порядок записи? Технически Москва давно готова к внедрению новой системы, но мы ждали принятия поправок в Федеральный закон «Об образовании», которые направлены на обеспечение территориальной доступности школ. Теперь законом четко обозначен принцип приема в образовательные учреждения по месту жительства.
После этого на сайтах окружных управлений и Департамента образования были размещены списки территорий, жители которых получат первоочередное право на зачисление в ту или иную близлежащую школу. Сейчас идет тестирование системы учета электронных заявлений на запись в первые классы. Если родителей устраивает школа, к которой относится их дом, то все будет предельно просто. Уже в начале 2012 года будущего первоклассника возможно будет зачислить, после чего он сможет пройти адаптационные программы для более успешного перехода к школьной жизни. В марте в Москве будет организована «Неделя первоклассника», когда родители смогут встретиться с педагогами, выбрать, к кому из них записать ребенка, а также определиться, как лучше подготовиться к учебе.
Семьи, не планирующие по каким-то причинам отдавать ребенка по месту жительства, должны зафиксировать свои пожелания в электронном виде. Их рассмотрит комиссия при Департаменте образования и, скорее всего, большую часть требований удовлетворит, например, если родители захотят, чтобы дети пошли в школу, где когда-то учились сами. В отношении школ повышенного спроса стратегия также понятна: вначале определить число претендентов, затем — сколько дополнительных классов позволяет открыть площадь данной школы.
— То есть запись в первые классы теперь будет в начале года, а не в апреле, чтобы будущие первоклассники смогли готовиться к школе заранее?
— Да, комплектовать школы будем раньше, чем сейчас, и времени на адаптацию ребенка к учебе будет больше, особенно если речь идет о детях, которые не посещали детский сад. Сделать нужно многое, чтобы не тратить время, предназначенное для подготовки к школе. Будем спокойно, в диалоге, выстраивать систему доверия и комфорта. Сначала обсудили с общественностью районы приписки школ к территориям. Теперь отработаем систему с точки зрения коммуникаций, а после — налаживание взаимодействия школы и будущих первоклассников. Так шаг за шагом и будем продвигаться.
— Другая проблема. Родители опасаются, что при новой системе финансирования могут исчезнуть бесплатные кружки и секции. Так ли это?
— Причин для подобных опасений нет. В программе «Столичное образование» до 2016 года за счет бюджета города отдельной строкой заложены четкие параметры финансирования дополнительного образования. В текущем году выделено 7,3 млрд. рублей, в 2012 году — 8,2 млрд., и далее запланировано ежегодное увеличение. Московская сеть дополнительного образования насчитывает сегодня 560 различных учреждений — образовательных, музыкальных, спортивных. И город всячески их поддерживает — привлекает молодых специалистов, профессионалов, умеющих быть интересными для детей. В системе дополнительного образования Москвы занято 600 тыс. из 770 тыс. столичных школьников.
— Еще одна вечная тема: школьная еда. Говорят, Москва переходит на единую систему питания?
— Система школьного питания едина лишь в смысле высоких требований, предъявляемых к продукции. Главное, чтобы она была качественной, содержала все необходимые компоненты для здоровья и развития ребенка и поставлялась вовремя. Сейчас многие родители стали предъявлять новые требования: к культуре питания, к посуде, к качеству обслуживания. Другие поддерживают эксперимент по безналичной оплате завтраков и обедов с помощью социальной карты учащегося, чтобы у детей не было с собой наличных денег. И это разумно. Кстати, количество жалоб на питание в ноябре было минимальным.
— Перейдут ли московские школы на готовое порционное питание?
— Вы имеете в виду, что лучше: готовить в школе или на фабрике, а потом привозить и разогревать? Хочу подчеркнуть: в подавляющем большинстве школ на месте не готовят в любом случае — столовые мало к этому приспособлены. Так что на деле вопрос сводится к следующему: привозить в школу в котле, а затем разогревать и разливать по тарелкам в школьной столовой либо делать это на фабрике-кухне и в герметичной упаковке поставлять в школы. На эту тему идет много дискуссий: часть родителей голосует за первое, другая — за второе. С моей точки зрения, самое важное, во-первых, четко знать: являются ли повара профессионалами, способными обеспечить качественное приготовление пищи, во-вторых: каковы санитарно-гигиенические условия приготовления и сервировки обедов. С этой точки зрения лучше второй способ. Главное слово останется за школой и родителями. Важно одно: чтобы любая форма была безупречна с точки зрения качества продукции и полностью соответствовала рациону питания школьников.
— Не могу не спросить про детские сады. За последний год очередь в Москве значительно сократилась, но не исчезла полностью. Какова сейчас ее численность?
— Сегодня путевки ожидают 130 маленьких москвичей из числа желающих пойти в садик в этом году. Все они на очереди только в одном районе — Куркине. В остальных 124 районах города проблем с очередностью нет. Возникают пожелания родителей, которые решаются в рабочем порядке, например, перевести ребенка из одного сада в другой или из группы кратковременного пребывания в группу полного дня.
Ситуация в Куркине, где в последнее время сохранялась большая очередность, находится под особым контролем, до нового года ожидаем ввода в эксплуатацию детского сада — новостройки, что позволит решить вопрос с очередностью. Кроме этого, в ближайшее время в Куркине планируется построить 3 детских сада. В свое время при возведении этого района был допущен неправильный расчет строительства жилья и детских дошкольных учреждений. По этому поводу прошло выездное совещание под руководством мэра Москвы, и по его итогам было принято решение о строительстве нескольких дошкольных учреждений.
Хочу напомнить, что в это же время прошлого года в городе более 30 тыс. человек ожидали путевки в детские сады.
— Как вам удалось добиться столь радикального сокращения очереди всего за год?
— Прежде всего за счет строительства детских садов, в том числе новой планировки, которые рассчитаны на 280 мест против прежних 100–120. А это совсем другое дело. За год введено 27 детских садов. До конца года откроются еще 38. Второе — передача городу бывших детских садов, здания которых использовались под другие нужды. Летом мы вернули в систему образования 15 таких помещений, сейчас получаем еще 12, по 57 зданиям работа продолжается. Занимающие их федеральные и городские учреждения должны выехать, частным собственникам мы предлагаем либо выкупить здания, либо другие, удобные для них площади, а освободившиеся помещения используем по прямому назначению. Третье направление — развитие новых форм дошкольного образования. Мы пытаемся соответствовать запросам современной, очень динамичной мамы с ее стремлением водить ребенка не только в садик, но и в спортивные секции, на музыкальные занятия, иностранные языки и т.д. В этом случае хороший эффект дают группы кратковременного пребывания: у молодых мам они пользуются большим спросом. Четвертая составляющая — семейные детские сады, когда многодетной маме предлагают пройти экспресс-курс педагога дошкольного образования, прикрепиться к детскому саду и стать воспитателем собственных детей на дому. Данная форма пользуется серьезным спросом: на сегодняшний день у нас уже 503 таких садика. При этом многие мамы нашли свое призвание: попробовав себя в должности воспитателя, они, когда их собственные дети перешли в школу, стали воспитателями по призванию. Что очень показательно.
— Говорят, что ценой уменьшения очереди в детские сады стал заметный рост численности групп...
— В группах московских детских садов традиционно много детей. Но вы правы: сегодня есть переукомплектованные группы. Мы долго обсуждали эту проблему, в том числе советовались с родительской общественностью. Конечно, хотелось бы, чтобы в садах детям было просторнее. И очень надеемся, что это получится благодаря возведению новых детских садов. Но дело это нелегкое. Во-первых, на постройку детского сада требуется не меньше 7–8 месяцев. Во-вторых, часто жители районов сложившейся застройки выступают против нарушения сложившегося ритма жизни, например, если у кого-то на месте будущего строительства гараж. И каждый раз стройка сопряжена с долгими переговорами. Пользуясь случаем, хочу призвать общество к пересмотру отношений в спорных ситуациях в пользу молодых семей, поддержке молодых мам, они воспитывают маленьких москвичей, которым предстоит хранить и развивать традиции нашего города.
— Будем надеяться, что ваш призыв будет услышан. Кстати, во сколько сегодня обходится строительство современного детского сада на 280 мест?
— С учетом бассейнов и спортивных сооружений создание одного места обходится городу в 1 млн рублей. До 2016 года программа «Столичное образование» предполагает строительство порядка 400 детских садов. Это очень серьезные затраты, но все же радует демографическая ситуация в столице (ежегодный прирост нового поколения составляет 7–8 тысяч ребятишек). Есть и еще один нюанс. Самое маленькое поколение учится сейчас в 9—10—11-х классах, из-за чего некоторые школы работают с недозагрузкой. И было решено воспользоваться этим для создания на их площадках детсадовских групп. Идея оказалась плодотворной. Малыши чувствует себя в таких группах очень комфортно: им выделены свои прогулочные зоны, отдельные входы, спальни с кроватками для дневного отдыха. Причем, как показывает практика, эти дети легче идут в первый класс: они заранее знают правила и обычаи школы, с ними работают школьные педагоги. В итоге родители оценили эту инициативу — сегодня такие группы посещают 23 тыс. детишек.
— Недавно главный нанотехнолог страны Анатолий Чубайс показал президенту новые электронные учебники. Будет ли переходить на них Москва?
— Сегодняшний мир развивается очень быстро! Прогресс неумолим: многие молодые семьи предпочитают узнавать информацию на электронных носителях, нежели из печатных газет. Поэтому, кто бы что ни говорил, образовательный процесс неизбежно будет и дальше наполняться передовыми технологиями — это вопрос времени. Электронные версии обычных утвержденных учебников являются обязательным условием поставки всех учебников уже сегодня. И как раз сейчас готовится тендер на их закупку на будущий год. Развитие средств коммуникации вывело систему образования на принципиально новую степень вовлеченности родителей во все образовательные процессы. Задача школы — выявить самые сильные стороны ребенка и помочь развить их, превратив в основу его будущей профессиональной и социальной успешности. Но сделать это без папы и мамы, которые постоянно отмечают достижения своего ребенка, невозможно. Поэтому очень важен контакт родителей со школой, и сегодня для этого созданы все условия. Школы ведут диалог с родителями через Интернет, и такой способ общения не требует от родителей обязательного посещения учреждения, если необходимо пообщаться с педагогом. Главное, чтобы была и обратная реакция родителей. Призываю всех к такому тесному, неформальному контакту в интересах наших детей.