Участники бегают по полосе препятствий с прической не по форме, звеня четырьмя сережками в одном ухе и сверкая грозными татуировками. Пока настоящих новобранцев везут куда-нибудь в Магадан, а в Москве выпал первый снег, на «Специальном задании» — палящее солнце и красный песок. К командирам отрядов обращаются не по званию, например «товарищ капитан», а просто — «товарищ офицер». Спецагентам Олегу Тактарову и Вере Брежневой (которые в отличие от участников даже не пытаются соблюдать в своей одежде воинский устав) по проекту подчиняются даже подполковники. Они так к ним и обращаются: «Товарищ спецагент, разрешите доложить!»
Но эти условности в кадре телевизора неизбежны. Попробуйте заставить певца Алексея Воробьева испортить модную прическу стрижкой машинкой «под ноль». Он же просто откажется выполнять это спецзадание. Проект этот для нашей армии, судя по всему, очень важный — все же знают, какой должна выглядеть наша армия: крепкой, нерушимой и прогрессивной.
Это как парад на 9 Мая. По брусчатке ровным строем катятся «Тигры», танки, боеголовки. Над головами летят истребители. Вертолеты гордо несут российский флаг. Но такой праздник нам устраивают раз в год, а здесь тебе каждую неделю что-то стреляет, ездит, летает со страшной силой и чудным грохотом. Голос за кадром старательно перечисляет характеристики используемых командой боевой техники и автомата Калашникова. И со своей просветительской функцией «Специальное задание» справляется вполне успешно. Потому что у нас действительно есть мощная боевая техника. Да и форма нового образца выглядит вполне по-боевому.
Но создатели проекта идут дальше — они пытаются реконструировать в рамках телевизионного шоу настоящие условия армейской жизни. С руганью командира, приказом «упал — отжался» в ответ на любое возражение. С изнурительными занятиями по строевой подготовке. С бегом вокруг плаца в противогазах и подтягиваниями на турнике. Короче, всем тем, что так киногенично выглядит на картинке, снятой голливудскими операторами. Кстати, картинка порой выглядит вполне себе на уровне западных блокбастеров.
И тут нашим специалистам есть куда расти. А жизнь подсказывает по-настоящему сильные сюжеты. Вот, например, актриса Алиса Богарт, получившая царапину от летящей в лицо гильзы холостого патрона, в слезах говорит, что хочет уйти. «Они ненормальные», — жалуется она «товарищу офицеру» на свою команду. Казалось бы, вот она — та точка, от которой можно плясать. Покажи ты всю психологическую тяжесть, с которой приходится справляться, попав с ходу в уже сформировавшийся коллектив. Значение сплоченности отделения в выполнении трудной боевой задачи. Муки совести, страх, мудрость командира и долгожданное примирение. Покажи, как хрупкая девушка, оглушенная расширяющимися пороховыми газами, постепенно вырастает в настоящего бойца, которому не страшны ни ветер, ни зной, ни дождик проливной. Вместо этого конфликт сходит на нет как бы сам по себе. Плачущая Богарт сменяется кадрами с улыбающейся Богарт, а вскоре и вовсе исчезает. Жаль, потому что никакие по-настоящему классно снятые комья земли, летящие при взрывах; грохочущие на переднем плане танки и красиво вращающиеся лопасти вертолетов не заменят берущей за душу человеческой истории.
А боевая техника на «Специальном задании» как раз форму держит. Любо-дорого посмотреть. Сразу понятно: есть за что сказать спасибо Министерству обороны. А еще, конечно, нашим спортсменам. Ни тебе шуток в сторону офицеров, ни отлынивания на полосе препятствий. И вид у них — подобающий для гордого звания ефрейтора Вооруженных сил Российской Федерации. Так что вот у меня какое будет для вас специальное задание, дорогие «Тигры»: порвите этих «Барсов» на мелкие барсики! Покажите им, как надо Родину любить!