Первый день экспедиции, собравшей в общей сложности 130 человек, начался с шаманского ритуала. Ничего не поделаешь: хотя республика формально часть РФ, местные жители подозрительно относятся к чужакам. В состав СССР Тыва вошла только в 1944 году, а с распадом Союза «русская экспансия» в сколько-нибудь интенсивном виде прекратилась. Почти все производства встали, зато обострились межнациональные конфликты: вырванные на неполных пять десятилетий из привычного кочевого уклада жизни тувинцы оказались предоставлены сами себе.
Исследования, проводившиеся на различных участках трассы, выявили порядка 80 археологических объектов — курганных могильников, стоянок и петроглифов, самые ранние из которых относятся к эпохе неолита.
«У географического общества в Тыве был только один большой проект раскопок — в скифской крепости Пор-Бажын, находящейся на острове посреди озера», — рассказал собравшимся президент РГО, министр МЧС России Сергей Шойгу, который и сам родом из этих мест. По его словам, нынешней экспедиции предстоит еще как минимум три сезона.
«Мы вышли за рамки собственно археологии, — считает вице-президент РГО Кирилл Чистяков, — это комплексная историко-географическая экспедиция. Все переселения народов волнами прошли через Минусинскую котловину, Хакасию и Тыву. Это то самое ядро, которое определило облик современной евразийской культуры. Именно волны цивилизаций и создали принципы градопользования». И как выяснилось в нынешнем сезоне, этот самый облик в современной исторической науке изучен не полностью. Замначальника Саянской комплексной экспедиции, доцент кафедры этнологии и этнографии Новосибирского госуниверситета Сергей Скобелев даже пожалел, что вуз поспешил с изданием методических пособий по скифо-сибирской культуре: теперь их придется серьезно дополнять. «Объем находок очень большой, — поведал Скобелев о результатах. — Некоторые предметы пролежали в земле примерно 200 тысяч лет. Много скифских орудий, в том числе неожиданных. Например, черешковый наконечник стрелы, который, видимо, широко применялся. Нужно пересмотреть представления о развитии оружия дальнего боя и о связях древних обитателей Тывы и Минусинской котловины». Кстати, найдены были эти наконечники в женских захоронениях — а это подтверждает свидетельства древнегреческого историка Геродота о том, что в скифских сражениях женщины принимали участие наравне с мужчинами.
* * *
В следующем году, обещают организаторы, масштаб экспедиции существенно расширится: работа будет вестись не только в Тыве, но и в Красноярском крае — в той самой Минусинской котловине. Пока в качестве основного исполнителя гранта РГО предполагает Институт истории материальной культуры РАН. Кроме того, планируется привлекать историков и археологов из других стран (наверное, за исключением Германии и Японии).
В каждую смену, которых в сезоне четыре, в лагере одновременно смогут работать 90 специалистов и 200 студентов-волонтеров. В этом же году было всего 86 студентов из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Тывы. «Мы многие материалы можем сейчас вычитать в книжках, — делится впечатлениями студентка СПбГУ Татьяна Трифонова, — но возможность прикоснуться к культуре ушедших эпох — это самое ценное, что было в экспедиции».
Видимо, под впечатлением от рассказов юных археологов президент Шойгу проникся ностальгическими настроениями. Сам он впервые попал в археологическую экспедицию, будучи простым тувинским шестиклассником, — на территорию нынешнего водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС. «Ребятам еще повезло, что выявленные захоронения находятся неглубоко. Мы на ГЭС копали на 6 метров вглубь», — вспоминает Сергей Кужугетович. Впрочем, те раскопки многим, видимо, пошли только на пользу. Так, среди своих лагерных товарищей главный спасатель страны вспомнил отца Ивана Урганта, бывшего директора музея «Петропавловская крепость» и бывшего министра культуры РФ. «Не скрою, именно там я попробовал курить. Наши старшие товарищи тогда дали нам попробовать и другие вредные вещи, — неожиданно разоткровенничался Шойгу, но чем же его угостили старшие ребята, так и не сказал. — Не хочу заниматься пропагандой, но это было безусловно интересно».
Как выяснилось, вовсе не обязательно быть студентом профильной специальности, чтобы иметь шанс попасть в экспедицию. «В конкурсе могут участвовать любые азартные, заинтересованные, любознательные, желающие проявить себя и узнать больше о своей стране», — уверил Шойгу. Впрочем, этого добавления не требовалось: после министерских историй у сидящих в зале студентов СФУ сразу почувствовался и азарт, и любознательность.