Хозяина пропавшего портрета Петра Великого зовут Дмитрием. Он и не предполагал, что за раритетом владеет. Первый российский император-модернизатор запросто висел у него дома на стене. «Я купил его лет двенадцать назад у своего друга — тому деньги были срочно нужны, а уж тот, в свою очередь, приобрел когда-то Петра в Перми у дедушки-ветерана, который привез ее с войны в качестве трофея. На заднике имелся знак Бланкенбургского замка, где и были нарисованы оба холста...»
...Вскоре после венчания в году 1712-м от Рождества Христова молодые царь с царицей, Петр и Екатерина, отправились на север Германии, в город Грайфсвальд, в гости к бланкенбургскому герцогу.
Современницы не могли понять, что нашел российский государь в этой толстой чернявой бабе, чье низкое происхождение выдавало платье, обвешанное орденами, образками и амулетами. Когда Екатерина шла, злословили очевидцы, наряд ее звенел, будто прошагал куда-то наряженный мул.
Белоруска? Литовка? Эстонка? Страны-транзитеры, столь яростно выступающие сейчас против строительства альтернативного российско-германского газопровода, называют простолюдинку Марту Скавронскую своей землячкой. Хотя где конкретно родилась будущая жена Петра — до сих пор доподлинно неизвестно.
«Он любил видеть ее всюду. Не было военного смотра, спуска корабля, церемонии или праздника, при которых бы она не являлась... Екатерина, уверенная в сердце своего супруга, смеялась над его частыми любовными приключениями, но зато и он, рассказывая ей о них, всегда оканчивал словами: ничто не может сравниться с тобою».
Все могут короли. В земле Саксония-Анхальт для замка Бланкенбург придворный художник Андреас Меллер написал первый портрет Марты-Екатерины в новом для нее виповском качестве.
Сделать же этот портрет семейным и, значит, уговорить позировать для него и Петра было делом почти невозможным. Легковозбудимый холерик, царь и пяти минут не мог усидеть на одном месте. Прижизненные изображения Петра можно по пальцам перечесть. Известен исторический анекдот, когда английский король пригласил русского властелина к себе на званый ужин, в отдалении зала поставили ширму, за ней спрятался художник Кнеллер, и банкет продолжался до того времени, пока мастер не завершил начерно свою работу.
Этот самый портрет 25-летнего Петра кисти Готфрида Кнеллера, которым владеет сегодня ангийская королева Елизавета Вторая, считается каноническим, большинство же остальных изображений русского императора художники попросту перерисовывали друг у друга. При этом, кстати, нередко забывали об исторической достоверности и, желая польстить Петру, не ставили некрасивую бородавку на его носу.
Более поздний бланкенбургский портрет Петра интересен как раз тем, что на нем бородавка имеется, — следовательно, художник никому не стремился потрафить и рисовал с натуры.
В свой первый приезд в Бланкенбург Петр позировал Меллеру, вероятно, совсем недолго. Но в конце того же 1712 года он еще раз посетил Германию, направляясь на лечение в Карлсбад, остановился в Берлине, где Андреас Меллер все же закончил его портрет. Надпись на обратной стороне картины гласит, что окончательно картина была завершена уже в январе 1713-го. С тех пор оба полотна — мужа и жены — висели рядышком в замке.
...Два с лишним столетия спустя советские воины-освободители, захватив Бланкенбург, первым делом сорвали со стены Петра — узнать его было нетрудно. Трофейного царя увезли «на историческую родину» — в СССР.
Екатерина же осталась куковать на задворках. Но в конце концов этой женщине опять повезло.
Когда последние наследники бланкенбургской династии распродавали фамильное имущество, работа Меллера была извлечена на белый свет и отправлена на Sotheby’s. Придворный живописец Меллер, более ничем в своем творчестве не прославившийся, по своему счастью, оказался почти тезкой главы «Газпрома» Алексея Миллера. В результате Екатерину купили для нужд компании.
— Портрет был написан в Грайфсвальде — городе Германии, куда придет газопровод «Северный поток», — объяснил Алексей Миллер. — Этот портрет имеет символическое значение.
Стоимость сделки не разглашалась, но гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил журналистам, что это «нормальная сумма, приемлемая, учитывая картину и ее историческое значение».
Возможно, при окончательном выборе эмблемы газопровода сыграло свою роль и то обстоятельство, что именно Петра Великого считает образцом для подражания Владимир Путин, а строительство российско-германского газопровода — тем самым пресловутым окном в Европу, которое Петр уже однажды прорубил.
По идее, занозистый деревянный проем за три века уже нужно-таки поменять на приличный стеклопакет. В сентябре на совещании в Череповце ВВП прямо так об этом и сказал: «Этим грандиозным проектом мы уходим от диктата транзитных государств. Это и есть окно в Европу!»
Но по изложенным выше причинам эксклюзивного и имеющего отношения к Германии портрета императора для талисмана «Северного потока» так и не нашли — подвернулась Екатерина...
— Скажем прямо, какой из Екатерины, с ее-то биографией, символ? — удивляется владелец портрета Петра Дмитрий. — Куда это годится? Вот Петр — и это логично — воплощает в себе настоящий образ России. Тут Путин прав. А Екатерина по большому счету после смерти мужа только и устраивала балы да пиршества. Главное ее достижение лишь в том, что Петр ее любил. И было бы гораздо более символично и справедливо, если разлученных влюбленных наконец воссоединили сегодня, но именно Петр стал главным в этой паре.
После открытия первой ветки газопровода портрет Екатерины, по словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, возможно, будет выставлен в главном музее страны. Нынешнему же владельцу портрета Петра Великого, чья подлинность подтверждена Актом экспертизы и результатами исследования ГосНИИ реставрации еще в 2006 году, уже предлагали подарить полотно Эрмитажу или сделать, к примеру, презент премьер-министру России.
В принципе Дмитрий не прочь расстаться с уникальным полотном. Но пока не определился с ценой.