Но зато отличный ход канала НТВ. Подкрепить собственные новости таким реальным авторитетом — это что-то! Миткова вышла в эфир в поздний вечерний понедельник с таким разгоном, замахом, темпом, так погнала, будто иномарка с мигалкой — не подходи, убьет. И сразу напомнила о себе прежней.
Она и выглядит как конфетка, словно и не было этих семи лет. Но они-то были. И бесследно не прошли. Уже в конце первой минуты своего выпуска Татьяна вдруг резко дала по тормозам, весь пыл-жар как-то сразу угас, и ее итоговые «Сегодня» вяло докатились до главной темы: педофилы. Конечно, это очень важно, но, простите, разве эти задрипанные извращенцы — митковский уровень? Мы же привыкли, что от нее ждешь гораздо большего.
И здесь самый главный вопрос — о власти. Потому что журналист в идеальной стране с идеальной свободой слова должен власть эту хлестать в хвост и в гриву, чтобы мало никому не казалось. Оно ведь так и было с той же самой Митковой. В январе 91-го, например, когда она отказалась читать официальную заказуху по поводу «справедливого» ввода советских войск в Литву. Бо-о-о-льшой тогда случился скандал. Но Миткову в телевизор все-таки вернули, слава богу, на дворе не те уже были времена. И в лихие 90-е она скакала на своем коньке внутренней свободы и никому из чиновников не давала пощады.
Но в том самом памятном 2001-м, когда разбирали по частям НТВ, Татьяна, кажется, сломалась. Или ее сломали. Или она помудрела, стала государственницей. И еще информационной начальницей. Новости на НТВ под ее чутким руководством тогда и все это время оставались лучшими на ТВ, но что-то исчезло, может быть, навсегда. Появился скорее не страх даже — ответственность. Очень близкая к страху. Сюда нельзя; шаг вправо, шаг влево — кирдык. Канал-то ведь федеральный, нужно соответствовать...
В выпуске этой недели все геройство Татьяны Митковой свелось к показу видеоролика с президентом Медведевым, где тот говорит о пользе бадминтона и мило перекидывается через сетку воланчиком с Владимиром Путиным. Но ирония — не ее стиль. Это только старина Михаил Осокин может рассказывать о тандеме ехидным голосом, как бы подмигивая нам двумя глазами сразу. Или Алексей Пивоваров, выступивший на следующий день. Он абсолютно чувствует нынешнюю ситуацию, отлично понимает, как адекватно съязвить, поэтому и переиграл Миткову.
Но Татьяна не виновата, виновато время. Такое никчемное, которому столь неординарные люди с историей, как Миткова, практически не нужны. И еще... ТВ не футбол, конечно, но и здесь, уходя на тренерскую работу, редко когда потом возвращаются в игру. Уходя — уходи.
Надо покидать поле вовремя.
Цвета хаки
Телевидение — это прежде всего картинка, а картинка — это ассоциация. Вроде бы человек говорит одно, но ты видишь совсем другое. Это уже не пустые лживые слова, а виртуальная реальность. Которая не обманет.
Вам хочется песен? Их есть у меня. На днях на Первом случился шабаш. Туда прибежали какие-то неформатные рокеры, довольно редкие гости на нашем гламурном ТВ. И стали все как один отмечать полтинник Вячеслава Бутусова, «Наутилуса» нашего «Помпилиуса». Получилось зажигательно. В основном пели перестроечные песни 25-летней давности. Вот такое, например: «Я вижу дым, но я здесь не был./Я слышу гарь./Я знать не хочу ту тварь,/Кто спалит это небо./Марш, марш левой,/Марш, марш правой,/Я не видел толпы страшней,/Чем толпа цвета хаки». Это о чем — о прошлом или о ближайшем «Русском марше» 4 ноября? А вот еще (стихи великого поэта Ильи Кормильцева): «Одни слова для кухонь, другие для улиц./Здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц./И я держу равнение, даже целуясь...». «Можно верить и в отсутствие веры,/Можно делать и отсутствие дела./Нищие молятся, молятся на/То, что их нищета гарантирована» или «Здесь нет негодяев в кабинетах из кожи,/Здесь первые на последних похожи/И не меньше последних устали, быть может,/Быть скованными одной цепью...» Это про ту компартию или про эту, самую единую в мире? Передача не дала прямого ответа, но ведь и так все ясно. Можно даже не проговаривать, не ставить точки над «ё», песня, поэзия сами все скажут за нас. О том, что история движется по спирали, что время возвращается, хотя и на ином витке. Что это мы уже проходили, а значит, сейчас опять вступили в свою любимую дурную бесконечность. И ведь всего лишь невинная музыкальная передача, не более.
А вот и другая, та, что у всех на устах, — «Исторический процесс» на «России». Обсуждали реформы светлой памяти Егора Гайдара и их последствия. Пригласили аж самого Чубайса. Вот это удача! Редкий гость все же. Он, вестимо, вместе с Авеном и Нечаевым сидел на стороне Николая Сванидзе. На другой, кургиняновской, — Жириновский, защитник русских и бедных. Отличные посиделки! С той и с другой стороны сказано было много гневного, справедливого. И Чубайс был праведен и хорош. Но вот Жириновский крикнул в адрес оппонентов: «Эти реформы только вам на пользу. Посмотрите, перед нами сидят два банкира и один чиновник высшего уровня». «Вы тоже не голодаете, Владимир Вольфович», — парировала противная сторона. «Нет, я плохо питаюсь». Смех, бурные аплодисменты. Хлопают банкиры, наночиновник, ведущий Сванидзе, и все радуются вместе с Вольфовичем. Мило так, жирно, самодовольно. Над собой? Хлипкие всплески Сергея Кургиняна в защиту народа показались фальшивыми. Он ведь тоже выиграл. Они все выиграли.
Так надо ли еще что-то говорить? Слова — прекрасные, но картинка выдала всех. А вы говорите — «телевизор тупой». Но лучше все-таки один раз увидеть.