«МК»: Среди нас есть директора, чьи школы целый год проработали по новым стандартам. Может, поделитесь опытом с остальными?
Директор центра образования № 109 Евгений Ямбург:
— Вообще-то я известный критикан. Но данным стандартом для младшей школы, гармонично сочетающим классическое образование, мощнейшую мотивацию и деятельностный подход, я очарован! Сделаем все по уму — будет прорыв в образовании. Но вещь эта крайне дорогостоящая: стоимость реального комплекта оборудования на один класс — ноутбуков, лабораторий, цифровых камер — около 7 млн. рублей. И если этих средств нет, лучше и не начинать — иначе будет имитация. К нам, например, вся техника в прошлом году пришла только в декабре-январе. Поэтому мне пришлось пойти на преступление: снять компьютеры со старшей школы и отдать в младшую. Боюсь, в этом году будет то же самое.
«МК»: Тогда вопрос к Департаменту образования: как идет подключение широкополосного Интернета и поставки компьютеров в 1-е классы?
Директор Департамента образования Москвы Исаак Калина:
— Для начала хочу зафиксировать: впервые за много лет Евгений Александрович Ямбург не критикует, а одобряет документ, утвержденный главой Минобрнауки. Теперь по сути. В этом году был очень жесткий конкурс, что позволило снизить цены на оборудование на 22,2% и за счет экономии закупить больше техники для 1166 школ, где поставок до сих пор не было. Поэтому в школы, где открывается много 1-х классов и куда первоначально мы планировали поставить по одному комплекту компьютеров, мы смогли добавить по второму комплекту. Надеюсь, в ближайшие дни контракт будет подписан. Пока первоклассники будут осваиваться со школой, посмотрят азбуку, букварь, и компьютерная техника подойдет.
«МК»: Когда поставки будут завершены полностью?
— Поставку компьютеров мы очень надеемся завершить в октябре-ноябре. Все прочее оборудование, также входящее в комплект 1-го класса, есть практически уже у всех. А подключение всех школ Москвы к Интернету мощностью 10 Мб/с Департамент информационных технологий закончит в сентябре. Проведен и аукцион на локальные сети внутри учреждений. Так что, думаю, к началу 2-й четверти все школы смогут пользоваться ими в полном объеме. Уверен, что московские школы готовы к введению нового стандарта лучше всех в России. И это не заслуга, а обязанность Москвы — удержать столичный уровень.
«МК»: Что дает ребенку переход на новый стандарт?
Евгений Ямбург:
— Мощное опережающее развитие личности! Ребенок лепит руками какие-то игрушки, потом на специальной камере их снимает, форматирует и озвучивает фильм, работает с мини-лабораториями, где все может пощупать. Идет развитие мелкой моторики, надпредметных навыков. А главное, ребенок не боится говорить. Но повторюсь: для этого нужен компьютер не на класс, а на каждого ребенка!
Директор школы № 1811 Александр Рывкин:
— Новое поколение стандарта впервые позволяет ребенку не просто запоминать, а реально проживать знания в деятельности, осмысливать их руками. Это огромный плюс, но тут есть и сложность: этот стандарт может воспроизводиться только в условиях полного дня! Начальная школа его легко обеспечивает, а дальше — провал. Над этим надо серьезно думать: потребуются очень большие средства.
Исаак Калина:
— Обсуждая новый стандарт, не стоит оперировать старыми терминами — чтобы не было ассоциаций с группами продленного дня с их не сильно хорошим имиджем...
Евгений Ямбург:
— В народе это называется продлюгой.
Исаак Калина:
— Заметьте, не я это сказал! Естественно, что, утверждая новый стандарт, Минобрнауки готовилось к этому. Но стандарт будет вводиться поэтапно. Давайте вначале проживем перевод младшей школы, а там будем готовиться к дальнейшему.
«МК»: А риск при переходе на новый стандарт? Не разучатся дети писать?
Учитель начальных классов школы № 1247 им. Балтрушайтиса Юлия Морозова:
— Наш опыт доказывает, что работа по новому стандарту позволяет опросить за урок всех детей. Они читают тексты букваря, записываются на видео, сохраняют, отправляют на форум и отсматривают записи, с удовольствием прослушивая и сравнивая чтение друг друга. Смотрят и родители, а я делаю комментарии — индивидуально для каждого ребенка. Вначале родители волновались: когда будем писать ручками? А дошло до дела, и оказалось: благодаря интерактивной доске дети лучше поняли графику букв и списывают тексты с букваря с фанатизмом!
Исаак Калина:
— При утверждении нового стандарта много думали, как сохранить традиции ценностей при лояльности к новым технологиям. Между тем эти технологии и дают такую возможность, причем огромному количеству людей. Конечно, не может учитель стать ровесником детей. А вот современником быть обязан, хотя дети — аборигены цифрового мира, ибо в нем родились, а мы туда насильно депортированы. Не поймем, что таков их образ жизни, способ общения и познания мира, а будем навязывать только свой подход — они его не примут. А проявим уважение к их образу жизни — будет шанс, что они с уважением воспримут традиции.
Александр Рывкин:
— Очень важно, что новый стандарт впервые разрушает один из страшных комплексов — «комплекс дурака», страх ребенка оказаться дураком. Дети должны не бояться высказывать свои предположения и ошибаться, а общаться друг с другом, выслушивать разные мнения. Раньше за 45 минут урока это было невозможно. А содержание нового стандарта буквально заставляет это делать.
Учитель начальных классов школы № 743 Татьяна Богаевская:
— И еще одно. Новый стандарт позволяет оценивать качество приращения знаний каждого конкретного ученика и его личный рост. Это помогает ребенку не только двигаться дальше, но и не чувствовать себя слабым.
Исаак Калина:
— Принципиально изменилось и отношение к ошибкам учащихся. Новый стандарт помогает избавиться от чрезмерного внимания к ним, перестать формировать страх перед ошибкой, а значит, и перед действием уже с 1-го класса. Новый стандарт мотивирует к действиям через устранение этого страха: человек перестает бояться ошибок и перестает ошибаться. И еще одно. Новый стандарт восполняет давний пробел нашей школы — нехватку игры при обучении. Большой, серьезной, но игры.
«МК»: Новый стандарт внедряется параллельно с переходом на нормативно-подушевую систему финансирования школы. Когда он будет введен в Москве?
Исаак Калина:
— Задачи обеспечить «процент охвата» у нас нет. Когда переходить, решают сами школы; наша цель — отсечь непродуманные решения, не дать подставить коллективы школ, если директор учебного заведения не все просчитал, и школа не готова. Исходя из этого, с 1 апреля 2011 года были отобраны 125 школ — по одной в каждом муниципалитете; с 1 июля еще 134; а на 1 октября поданы порядка 500 заявок. Сейчас они проверяются: готовы ли школы, смогут ли перейти. Так что, думаю, с 1 октября перейдут еще 400–500 школ. Но тут есть очень важный нюанс. Не секрет, что новые принципы финансирования школы — очень дорогое удовольствие. В основе реформы — существенное повышение норматива (средств, выделяемых из бюджета на одного учащегося. — М.Л.): в Москве он в разы выше, чем в других городах, а у наших старшеклассников выше, чем расходы на одного студента во многих вузах Москвы. В этой связи смею заверить: выделенных средств (в 2012 году в школы Москвы дополнительно направлено 15 млрд. рублей) вполне достаточно, чтобы школы перестали привлекать деньги нынешних родителей к решению задач реализации стандарта образования. Хорошо, конечно, когда у школы есть дополнительное финансирование. Но лучше, если этот фонд создали выпускники: деньги, собранные с родителей нынешних учеников, сильно смахивают на оброк.
Второй важный принцип таков: школам, решающим равные задачи, выделяется равный ресурс. Школы с особыми задачами: например, коррекционные или для больных детей, и ресурс получают особый. Остальные играют на равных. И если директор школы, коллектив при равных ресурсах сумели свою школу сделать полезнее, интереснее, чем соседняя, то это огромная педагогическая заслуга, а иногда и подвиг. Но если директор смог выпросить у какого-то чиновника ресурс, который ему по правилам не положен, это, простите меня, можно назвать только одним словом: сговор директора с чиновником, в результате которого обобрали детей и учителей соседней школы. Наша цель — чтобы в Москве не осталось ни одной школы, обделенной ресурсом. И пилотный проект не только позволяет прекратить всякие индивидуальные исключения при распределении ресурсов, а в принципе лишает чиновников такой возможности.
Уверен: дорога в ад вымощена не только благими намерениями, но и исключениями из правил, которыми, кстати сказать, их чаще всего и пытаются оправдать. Кстати, ими же объясняются и такие не очень приятные для Москвы события последнего времени, как возбуждение уголовных дел в отношении директоров школ Западного округа или известные события на ЕГЭ в Северо-Восточном округе. Все они начинались с индивидуальных исключений какой-нибудь школе, подписанных каким-нибудь чиновником. Сегодня такой возможности, слава богу, нет ни у кого: с индивидуальными исключениями покончено.
И еще один важный момент — абсолютная прозрачность. Постановление правительства Москвы № 86 о пилотном проекте является сводом логичных, понятных и справедливых правил. Все открыто, все есть на сайтах: посчитать бюджет своей школы может каждый первоклассник. Плюс активное участие общества. В пилотном проекте создан абсолютно общественный наблюдательный совет, где нет ни одного чиновника. Возглавляет его уполномоченный по правам ребенка Евгений Бунимович, а теперь туда входит и Петр Маркович Спектор (первый заместитель главного редактора «МК». — М.Л.).
«МК»: Как новый принцип финансирования будет работать на практике?
Исаак Калина:
— Оплата будет зависеть не от статуса школы, как прежде, а от образовательных услуг, которые она предоставляет. Есть, к примеру, услуга по реализации стандарта общего образования. И если школа больше ничего не реализует, то и получает по этому нормативу. А есть и другие услуги: по реализации стандарта для детей с особыми потребностями, допобразования или той же группы продленного дня. Школа набирает перечень госуслуг, которые она оказывает населению, и в соответствии с ним и получает финансирование. Все детали подробно прописаны в приказе о перечне образовательных услуг. Школе остается лишь четко сформулировать, какие госуслуги она оказывает, и получить оплату за каждую. Кстати, уверен, что сегодня школа оказывает огромное количество услуг, которые никак не учитываются в действующей системе финансирования.
МК: Этого-то родители как раз и опасаются. Они подозревают, что теперь эти услуги будут оплачивать они.
Исаак Калина:
— И зря! Им просто не объяснили, что есть СанПиНы, ограничивающие предельно допустимую аудиторную нагрузку учащихся. Стандарт, который финансируется государством (т.е. бесплатно для родителей), выбирает предельно допустимую нагрузку на 100%. Таким образом, все, что разрешено СанПиНом, финансируется в новых стандартах полностью, и ни единого урока, допустимого по СанПиНу, но не финансируемого государством, быть не может по определению. Я не знаю случаев — даже со слов родителей, — чтобы какой-то директор школы требовал оплату уроков по математике! Вот за пределами стандарта, СанПиНа и бесплатного для населения допобразования (оно в Москве бесплатное за редчайшими исключениями, и мы сохраняем его финансирование в полном объеме) какие-то экзотические кружки могут оплатить и родители. Но лучше бы, думаю, им перестать оплачивать «вход в школу». Торговля местами по принципу аренды 1 метра госграницы должна уйти!
«МК»: Сохранятся ли при новом подходе гимназии и лицеи?
Исаак Калина:
— Сохранятся. Но на финансирование будет влиять не статус, а, как я сказал, спектр и уровень услуг, оказываемых данным учебным заведением. Взять хотя бы гимназии. Реально их задачи решаются лишь в старшей школе. Но норматив финансирования там был 120 тыс. рублей в год, в том числе на первоклассников с их предельно допустимой нагрузкой 20 часов в неделю. Норматив же в обычных школах был вдвое меньше: 60 тыс. рублей. В том числе для старшеклассников с нагрузкой 36 часов в неделю. Разве это правильно? Поэтому сегодня к нормативу 120 тыс. рублей в год мы привели все старшие классы Москвы, причем ни у одной гимназии, ни у одного лицея город не забрал ни одной бюджетной копейки. Сейчас их финансирование сохранено полностью, а с переходом на перечень госуслуг школе нужно будет четко и понятно расписать, какой набор услуг она реализует и какого финансирования это требует. Что в итоге получает коллектив школы? Нормативы стали выше, а денег — больше. Плюс впервые средства приходят в школу не расписанные по статьям, а единой субсидией, которую школа распределяет самостоятельно. (Кстати, с 1 октября резко увеличен норматив и на детские сады.)
Евгений Ямбург:
— Тем не менее есть реальные проблемы, которые надо решать. Во-первых, нет просчитанных нормативов ни для допобразования, ни для услуг медико-психолого-педагогического сопровождения, и как за них платить, непонятно. Второе. Не сомневаюсь: оплата стандарта рассчитана справедливо. Но если на иностранный язык в нем отводится 2 часа в неделю, а на физику 1 час, то выучить как следует эти предметы в рамках стандарта нельзя. Значит те, кто побогаче, начнут доплачивать — за кружок или допзанятие, назовите это как угодно. А остальные останутся без знаний. И наши ракеты будут падать и дальше. Понимаю: это очень щекотливый вопрос. Но его надо разруливать: нет ничего хуже демагогии и фарисейства.
Исаак Калина:
— Не люблю я слово «проблема» — люблю слово «задача». Это, пожалуй, единственное, в чем мы не совпадаем с Евгением Александровичем. Но дело тут вот в чем: говоря о часах, мы прежде всего имеем в виду часы жизни ребенка. Может, лучше продумать методику и технологии так, чтобы не отнимать у него лишнего часа, а дать ему нужные знания за меньшее количество часов? Я недавно спрашивал предметников, сколько им нужно часов. А когда все сложил, получилось 72! Ну нет у ребенка 72 часов в неделю, которые он может провести с нами. В начальной школе это 20–22 часа, в старшей — 36. И задача педагога как можно эффективнее использовать их. Что же касается одного часа физики, то давайте расскажем «Московскому комсомольцу» правду: в федеральном базисном плане этого нет! Просто несколько лет назад Москва умудрилась утвердить очень странный базисный учебный план с 1 часом физики. Коллеги, не надо нарушать правила — вот задача. Проблема же всегда в нарушении.
«МК»: Новые принципы финансирования школы связаны с переходом на новую систему оплаты труда. Учителя боятся уменьшения гарантированной части их окладов.
Исаак Калина:
— На самом деле гарантированный фонд оплаты труда педколлектива только растет: в 2011 году — по сравнению с 2010-м, а в 2012 году — по сравнению с 2011-м. Ну а если общий фонд оплаты труда школы растет, то он должен увеличиться и у всех членов коллектива, которые вносят свой вклад в общее дело. Так что никаких финансовых оснований считать, что зарплата у конкретного учителя может уменьшиться, не существует. Общий принцип новой системы — трехмерное измерение за количество часов, за число обучаемых детей и за качество. А нюансы определит каждое учебное заведение с участием общественности — профсоюзов и управляющих советов.
Александр Рывкин:
— Наша школа прожила в пилоте по оплате труда год. Мы относимся к разряду школ, которые хорошо финансировались, а потому допсредств, в отличие от многих других, не получили. Тем не менее базовая часть оплаты труда наших учителей сегодня равна заработкам учителей в прошлом учебном году. А поскольку это лишь 70% фонда оплаты труда, к которому должна добавиться 30%-ная стимулирующая часть, то реально зарплаты учителей вырастут на 30% — в соответствии с индивидуальным вкладом каждого.
Исаак Калина:
— Зарплата учителя не может быть ниже, чем до вступления школы в пилотный проект — разве что речь идет о резком снижении фактической педагогической нагрузки. Правда, это резко ограничило маневр администрации школы, ведь «маневрировать» можно только стимулирующей частью. Но зато сводит на нет любую опасность для учителей. И сегодня, думаю, это важнее: эволюция лучше революции, особенно такая серьезная — эволюция экономических механизмов системы образования.