Корреспонденты «МК» прибыли к мечети на проспекте Мира в 7.30 утра, и, как оказалось, недостаточно рано. Наиболее истово верующие дежурили здесь с половины четвертого. В половине восьмого пробиться к соборной мечети было уже невозможно. На кольцевой станции метро «Проспект Мира» поперек вестибюля стояла шеренга омоновцев, которая пыталась хоть как-то упорядочить нескончаемый поток пассажиров. Получалось ни шатко ни валко.
Наверху количество полицейских было большим в разы. Ну, а мусульман было не просто много — кажется, все кругом были последователями ислама. Порядком осипший дружинник-мусульманин призывал единоверцев в мегафон не к намазу, а к организованности и порядку. Надо отдать должное — его слушались. Сюда же стеклись за милостыней нищие со всей Москвы (подавать на Уразу считается святым делом) и ловкие «бизнесмены», которые продавали «молельные коврики» из кусков обоев по цене от 10 рублей. А на улице Гиляровского некий добрый молодец бесплатно раздавал сим-карты известного оператора мобильной связи — в памятке, приложенной к «симке», особо подчеркивался выгодный тариф для разговоров с Таджикистаном.
На минуту мы зашли в православный храм, расположенный поблизости. А вот выйти из него оказалось трудно: храм был окружен сплошной стеной верующих мусульман. Нет, сами мусульмане спокойно реагировали на то, что их расталкивают, пытаясь пройти. Просто людей было очень много, и к 9 утра — моменту начала обращения главного муфтия России — народ все еще прибывал. Конная полиция стояла в оцеплении, а улица Щепкина была заполнена верующими почти вся.
После намаза толпа-гигант устремилась в разные стороны. Ни на одну из двух станций метро на проспекте Мира пройти не удается — настолько велик наплыв пассажиров. Мы попытались прорваться через олимпийский комплекс, да куда там! Кругом — оцепление, оцепление, оцепление. Но все же находится «окно», и мы идем в направлении Цветного бульвара. Попутно отмечаем организационные успехи мусульман, которые, не прибегая к помощи дворников, собирают и готовят на выброс импровизированные коврики для намаза. Но мусора все равно хватает. Добираемся наконец до Цветного бульвара, где нас ждет последнее испытание. «Предусмотрительные» полицейские оставили «на вход» только одну дверь. Пройти и здесь получилось с большим трудом.
Подводя итог празднованиям, можно сказать, что Ураза-байрам прошел в Москве без видимых эксцессов. Этому способствовали дисциплинированность самих верующих и в целом профессиональная работа стоявших в оцеплении полицейских. Но сможет ли столичная инфраструктура справиться с таким наплывом людей в будущем? Трудно сказать, тем более что вопрос о строительстве новых мечетей в Москве остается в подвешенном состоянии.
Точно неизвестно, даже сколько мусульман в столице России. По данным переписи 2002 года, в Москве проживают до 400 тыс. мусульман и до 8 млн. христиан. Но 22 сентября 2009 года председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин заявил, что в Москве сейчас около 2 миллионов мусульман. Назывались и другие цифры — 4,5–5 миллионов. Статистические сложности возникают из-за того, что среди мусульман очень много нелегальных трудовых мигрантов, которые нигде не учтены.
По данным социолога и историка религии, доцента Московского государственного лингвистического университета Романа Силантьева, в Москве 6 мечетей, работающих официально, и до сотни помещений, приспособленных под отправления мусульманского религиозного культа; христианские богослужения проводятся в 882 храмах и часовнях. Между тем новые мечети в Москве не строятся.
Правда, еще во время священного месяца рамадана мэр столицы Сергей Собянин дал разрешение на продолжение реконструкции Московской соборной мечети. В частности, будет расширен молитвенный зал, произведены исследовательские и укрепительные работы фундамента действующей мечети. Но вряд ли это сможет полностью разрешить проблему с наплывом молящихся в праздники. Москве нужны новые мечети, причем такие, вокруг которых было бы большое открытое пространство для массовых молебнов. Тогда ни на улицах, ни в метро ни у кого проблем не будет.