— Представить трудно: яйцо, предназначавшееся, по замыслу создателя, императрице Александре Федоровне, пролежало в нашем хранилище в разобранном виде с 20-х годов прошлого века! Тогда в стране вовсю шла национализация — и большая часть творений Фаберже была вывезена за границу, деятели культуры пытались во что бы то ни стало собрать то, что не успело разойтись по частным рукам. Руководивший уже тогда музеем Александр Ферсман и сын Карла Фаберже, Агафон Фаберже, входили в комиссию по описанию царской коллекции. По поводу Агафона, последнего из знаменитой семьи, оставшегося в России, власти долго не могли принять однозначного решения — его то сажали, то отпускали. В конце концов, оказавшись в очередной раз на свободе, во избежание худшего он все же решил бежать в Финляндию. Но, как выяснилось, перед побегом успел передать часть оставшейся коллекции фирмы в наш музей.
Среди 30 поделок из камня были животные, каменные цветки… Вот среди этих изделий и отдельных топазов и бериллов были и две полусферы из кобальтового стекла с подставкой в виде облака. На одной из полусфер были вырезаны созвездия Северного полушария, в некоторых сияли маленькие бриллианты. По признанию Чистяковой, ей эта «поделка» с первого взгляда не слишком понравилась: стекло оно и есть стекло, может, это лампада с крышкой? Так бы эта «лампада» и пролежала в хранилище, если бы в 2000 году сюда не явились сотрудники Гохрана с просьбой поискать что-нибудь интересное для выставки.
— Да нет там ничего интересного, говорю я, — вспоминает хранительница. — Но сотрудница была настырной и все-таки заставила меня открыть фонды. Тут-то ей и бросились в глаза синие полусферы: «А что это?» — «Да так, — говорю, — разрозненые изделия Фаберже». Но она все-таки не оставила этого дела, нашла изданный внучкой Фаберже альбом и там отыскала эскиз последнего пасхального яйца мастера, ну очень напоминающий наше изделие. В альбоме говорилось, что яйцо было недоделано мастером.
Правда, то, что хранилось в музее минералогии, по форме было не яйцом, а шаром на облаке. Потом, присмотревшись, кремлевские эксперты догадались, что яйцо изначально задумывалось как часы с крышкой, украшенной созвездиями. А главное — созвездие Льва было отмечено большим бриллиантом (он не сохранился).
— Из этого мы сделали вывод, — говорит Марианна Борисовна, — что яйцо предназначалось, как и было известно, императрице Александре в честь 15-летия престолонаследника Алексея, рожденного именно под знаком Льва. Мы собрали яйцо, удлинив среднюю зону обычным пластиком. Хотели еще бриллианты все восстановить, но научный совет Кремля выступил против этой затеи: мол, не надо нам новодела, пусть все остается так, как вышло из рук Фаберже.
Итак, спустя почти век яйцо заняло свое достойное место в коллекции Минералогического музея. Значит, теперь среди потерянных числится только одно яйцо Фаберже-то, которое предназначалось матери Николая II, оно было выполнено из карельской березы.