МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Ярмарки стали обычным базаром

Цивилизованной альтернативы стихийным рынкам найти пока не получается

С 1 июля в Москве заработали 125 ярмарок выходного дня, призванные стать цивилизованной альтернативой уходящим в историю стихийным рынкам. Причем заработали по новым правилам, главное из которых — отсутствие какой-либо платы за право торговать. Однако пока продукты на ярмарках стоят ничуть не меньше, чем в магазинах. Да и особой “цивилизованности” там тоже не наблюдается. По крайней мере, отличий от привычных рынков “МК” найти не удалось.

Типичную ярмарку, несколько из которых посетили корреспонденты “МК”, издалека не отличить от обычного уличного мини-рынка: те же палатки, под брезентовыми сводами которых сидят утомленные жарой продавцы. Большинство из них торгуют текстилем. Правда, такие же сорочки и футболки с такими же ценниками продаются и в соседнем переходе метро. И тоже с неизменной приставкой “Мэйд ин Раша”. Покупателей здесь совсем мало, только у колбасной витрины супружеская пара выбирает сосиски на обед.

— И чего тут особенного? — недовольно вопрошает мужчина средних лет. — Неужели в нашем магазине нельзя взять? Там хотя бы знаешь, из кого они сделаны…

Но жена с уверенностью экспериментатора решительно тычет пальцем в застекольную россыпь мясных шедевров воронежского пищепрома. Колбаса — от трехсот рублей за кило, сосиски — от двухсот, деликатесы еще дороже. Обычный для Москвы ценовой расклад, и ничего экзотического, местного. Действительно, в любом магазине можно купить.

Поинтересней картинка в молочной палатке, где выставлены товары из Липецка. Шоколадное масло неизвестной марки, сладкие плавленые сырки, которых в Москве днем с огнем не сыщешь, творожная масса с наполнителями и даже варенье “в розлив”. На пластиковых контейнерах с заманчиво-ярким содержимым — самопальные этикетки “Крыжовник”, “Персик”, “Черешня”. Сразу вспоминается правило ярмарочной торговли о запрете на продажу консервации непромышленного производства. Спрашиваю: “Самодельное, что ли? “

— Да нет, у нас тут все заводское, просто решили так вот продавать, чтобы на домашнее было похоже, — отвечает продавщица. — Народ ведь всегда любит домашнее, доверяет больше.

— А давно вы здесь торгуете?

— Да нет, первый день вышли. Это ж ярмарка выходного дня.

— Только цены почему-то не ярмарочные, а магазинные.

— Вот здесь я с вами соглашусь. Но от нас это не зависит — хозяин запретил снижать. Наоборот, даже подняли немного. Москва же…

— Ну и что, что Москва? — подхватывает тему подкравшаяся сзади бабулька-покупательница. — Раз Москва, значит, грабить можно? Я вот специально пришла, думала, тут дешевле. Обещали же! А так лучше на рынок пойду, там хоть поторговаться можно…

Вообще-то на стадии обсуждения ярмарочной идеи предполагалось, что торговать по выходным на столичных площадках сможет любой фермер. Теоретически и каждый подмосковный дачник подпадает под это определение. На деле в Москву едут представители крупных пищевых предприятий из регионов, которые до этого не смогли пробиться в столичные торговые сети. Теперь, вероятно, отыгрываются.

Впрочем, есть и другая категория ярмарочников — это перекупщики, под видом собственного урожая продающие втридорога помидоры из солнечного Азербайджана и черешню из знойного Узбекистана. Меж тем крен в сторону ярмарок был сделан городскими властями еще и с целью поддержки отечественного производителя, а также чтобы прекратить засилье продовольственного импорта.

Подхожу к фруктово-овощной палатке. Поначалу просто глаз радуется: помидоры и огурцы из Ростова, черешня и абрикосы из Краснодара. Все наше, родное. Правда, цены, которые по определению должны быть раза в два ниже магазинных, уступают им разве что на пару десятков рублей. Черешня — 150 рублей за килограмм, помидоры — 70, абрикосы — 100… Для сравнения посмотрела, сколько стоит этот же ассортимент в палатке у дома, и получила такой ряд: 160–90 — 130. Там хотя бы никто не скрывает происхождения продуктов, а не по-летнему высокие цены объясняют затратами на транспортировку и высокой арендой. Но на ярмарке-то, если верить новым правилам, никакой аренды нет!

Конечно, проверить это на месте не удалось — на мои вопросы о бесплатной торговле продавцы ответили: “А мы откуда знаем? “У экспертов же на сей счет весьма однозначное мнение: в условиях современного рынка речи о бесплатных ярмарках и быть не может.

— На сегодня нет четкого механизма оценки мест на таких ярмарках, поэтому не совсем ясно, как же можно туда попасть, — сказала “МК” руководитель рабочей группы московского отделения “Опоры России” Татьяна Артемова. — На стадии проработки этой идеи было решено, что если количество желающих превысит число мест, нужно проводить конкурс. Эта миссия возложена на префектуры, и на эти цели они уже затратили огромные деньги. Кроме того, префектуры должны обеспечивать фермерам полностью оборудованные торговые места, подключение к сетям. Это тоже дополнительные средства. В любом случае их как-то нужно будет возвращать через предпринимателей.

По мнению Артемовой, для того чтобы благая идея о дешевых товарах воплотилась в жизнь, нужно прежде всего установить ценовой максимум, а также проработать механизм проведения аукционов. Она также уверена, что говорить об этих торговых объектах как о цивилизованной альтернативе закрывающимся рынкам пока не приходится. Отсутствие кассовых аппаратов и ветеринарных постов говорит само за себя.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах