— При каждом правителе Москвы или страны архитектура московского метро меняется, говорит Николай Шумаков. — При Сталине был классический стиль, при Хрущеве — минимализм, Лужков вернулся к традициям 1930–1940-х годов. Собянин же призвал мыслить новыми категориями. Поскольку масштабы строительства метро более чем серьезны — к 2015 году мы планируем построить 75 км линий, к 2020-му — еще 50–60 км, — мы теперь мыслим не станциями и перегонами, а целыми линиями.
21 июня Москомархитектура утвердила концепцию первого участка третьего пересадочного контура. Специалисты заявляют: этот проект — новое слово в строительстве метрополитена.
Центр Москвы (все пересадочные станции внутри Кольцевой линии) условно считается первым пересадочным контуром, сама Кольцевая — вторым. А будущий третий пересадочный контур (многие станции на нем также имеют пересадку) отстоит от Кольцевой линии примерно на 10 км. Смысл его возведения примерно такой же, как у Третьего транспортного кольца, — “не пущать” пассажира в центр, если он едет туда только транзитом, а перехватить пораньше. И пассажирам удобно, и метро разгрузится.
В первый участок третьего контура входят 8 станций: “Нижняя Масловка” (пересадочная на “Савеловскую”), “Петровский парк” (на “Динамо”), “Ходынское поле”, “Хорошевская” (на “Полежаевскую”), “Мневники”, “Пресня”, “Шелепиха”, “Деловой центр” (на “Международную”).
— Станции от “Нижней Масловки” до “Шелепихи” имеют одну конструкцию — они глубокие, фигурной отделки, пилонные, — продолжает Николай Шумаков. — Эти станции выполнены в едином стиле, но в каждой есть своя изюминка, благодаря которой пассажир не заплутает в подземной Москве.
Изюминка состоит в цвете отделки. Станция “Нижняя Масловка” — пересадочная на серую линию, поэтому в основе ее цветовой гаммы заложен серый цвет. С “Хорошевской” можно будет перейти на фиолетовую ветку, поэтому преобладающий цвет на ней — фиолетовый. Ну а станция “Петровский парк”, как можно догадаться, в зеленых тонах.
Еще одно новшество от архитекторов — они решили показать пассажирам конструкции, которые традиционно закрыты отделочными материалами. Вместо мрамора, золота и кафеля москвичи и гости столицы смогут увидеть оголенные тюбинги (круговые элементы крепления тоннелей).
Но самое, пожалуй, главное нововведение — устройство на краю платформы светопрозрачных перегородок из закаленного стекла, которые не позволят пассажирам упасть с края платформы. Светопрозрачные раздвижные двери будут открываться-закрываться синхронно с дверями поезда. Опытный образец уже изготовлен на Московском механическом заводе.
— Мы предлагаем сделать новую систему информации, которая поможет пассажиру ориентироваться в метро, — говорит Николай Шумаков. — Существующая система информации сильно устарела и кое-где даже дезинформирует людей. Наши предложения — сделать над раздвижными дверями светопрозрачных перегородок, а также в центральном и боковых залах огромные светящиеся полосы с информацией.
Проектирование первого участка третьего пересадочного контура начнется в сентябре этого года. Строительство должно завершиться в 2014 году. Станции “Нижняя Масловка”, “Петровский парк”, “Ходынское поле” и “Хорошевская” будут открыты в первую очередь. А “Мневники”, “Пресня” и “Шелепиха” построят, что называется, впрок. Их отделка и оснащение эскалаторами произойдет только тогда, когда весь район так называемого Большого Сити будет застроен. Сейчас из этих станций пассажиров выпускать попросту некуда — в основном они находятся на территории промзон. К “Деловому центру” через эти три станции поезда будут следовать насквозь.
В дальнейшем третий пересадочный контур будет развиваться на восток: через “Марьину Рощу”, “Красносельскую”, “Бауманскую”, “Авиамоторную”. Как он пойдет дальше, точно пока неизвестно, есть лишь предварительные проработки.