МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Теленеделя с Александром Мельманом

Гоша, виват!

Ну вот и пролетел он, День России. Отличный праздник, еще один выходной. Можно на дачу лишний раз съездить, грядочки прополоть. Спасибо партии и правительству! А недавно еще вся эта лафа называлась День независимости России. От кого независимости? — потешались остряки. От нас, конечно, от народа, от которого здесь ничего не зависит.

Но телевизор в этот день должен был все-таки показать, как мы дошли до жизни такой и что в конце концов отмечаем. Потому как без TV нам этого никак не понять. Итак, что это было?

Возьмем суперглавные идеологические каналы страны. На Первом — фильм Леонида Парфенова “Зворыкин-Муромец”, лишь подтверждающий великую силу ящика в морально-политическом становлении дорогих россиян. Затем “Трактир на Пятницкой”, “Три тополя на Плющихе” в цвете, “Турецкий гамбит”, “Адмиралъ” и, наконец, супердискотека 90-х. “Россия” — юмористическая программа “Смеяться разрешается” (ну спасибо, что пока еще не запрещаете), “Москва слезам не верит”, “Россия молодая” (праздничный концерт с Красной площади) и, наконец, “Виват, Анна! “, про царицу Анну Иоанновну. Ну теперь-то поняли, о чем речь?

Вы скажете: каша какая-то, винегрет один. Действительно, ну как можно соотнести героев-чекистов из “Трактира” с Хабенским и Лизой Боярской из “Адмирала”? Москва слезам, конечно, не верит, но при чем тут супертусня 90-х? Не стыкуется что-то. Нет, конечно, стоит все это смешать на кофейной гуще и вывести таким образом новое лицо нашей России. Там Гоша, он же Гога, он же Жора, драться будет не с малолетними пацанами за честь своей падчерицы Сашеньки, а за целого адмирала Колчака, который теперь наше все. И Олег Ефремов-таксист не будет искать между трех тополей свою Татьяну Доронину, а отправится на лихом коне в Турцию басурманов воевать. И Доронина споет не “Опустела без тебя земля”, а песенку Макса Покровского “Жизнь висела на волоске” из этого самого “Гамбита”. Отличная песенка, ее можно и на дискотеке 90-х зажечь, и на “России молодой”. Кстати, перед этим концертом дорогих россиян поздравляли исторические персонажи, писатели-классики, Петр наш Первый со своей же Первой Екатериной. Говорили какие-то банальности, несуразицы, глупости даже, но рефрен-то был один: “Виват, Россия! Мы с вами одна-единая страна”.

Давайте не путать с “Единой Россией”. Здесь все-таки не было того позора, что случился на питерских плакатах с участием Пушкина, Достоевского, Виктора Цоя. Так, в наглую, никто не примазывался. Просто телевизор нам хотел доказать и показать, откуда мы все вышли, эдакие красавцы, и что нас объединяет.

В советское время все было проще. День 7 ноября — красный день календаря, посмотри в свое ТВ-окно, все на улице красно: “Ленин в Октябре”, “Ленин в 1918 году”, “Ленин в Польше”. И все становится абсолютно понятно. Ну не было никакой истории до 17-го года, одна лишь эксплуатация рабочего класса и крепостного крестьянства, а распрекрасная житуха началась только после штурма Зимнего дворца. А еще эти замечательные фильмы с удовольствием показывали в пятилетку пышных похорон, когда умирали генсеки один за другим. Мы приходили домой, думали, хоккей сейчас посмотрим, а там опять он, Владимир Ильич, во всей красе. Или на худой конец “Депутат Балтики”, про красного профессора Полежаева в исполнении Николая Черкасова. Отличный фон, чтобы задуматься о вечном.

Теперь перед нами другая страна. Границы расширились. И кинематограф постарался. Ведь недавно еще не было ни “адмиралов” этих, ни “гамбитов”. И чего тогда показывали в этот самый День независимости, а еще и до кучи в День примирения и согласия? Конечно же, “Неуловимых мстителей”, прекрасно мочивших всю эту белую шантрапу. Вот и договорились. Но сейчас, на радость людям и на заказ властям, нашими режиссерами-государственниками сделано много полезного, важного. Можно теперь в эфир ставить, в самый прайм-тайм.

И смеяться над этим можно сколько угодно. Но идея тем не менее понятна, лежит на поверхности. Мы строим Россию, в которой всем есть место — и белым, и красным, и даже голубым (несмотря на раздавленный в очередной раз гей-парад). Телевидение таким образом учит нас толерантности и максимально широкому отношению к собственной истории. И Рюрик, и князь Владимир, и Невский, и Петр с Меншиковым, и Николай с Распутиным, и Сталин с Брежневым, и Ельцин с Гайдаром — все это мы, одна семья, одна нация. Россияне!

Правда, 12 июня на небольшом канале РЕН показали два фильма — “Русский спецназ” и “Спецназ по-русски-2”. Намек поняли? Если будете себя плохо вести, ясно, чем все кончится? А скорее всего в любом случае все кончится спецназом.

Ну, с прошедшим вас!

Гитлер капут?

На Первом канале вышел очередной исторический документальный спектакль Эдварда Радзинского в трех частях “Адольф Гитлер. Путь во власть”. Радзинского легко пародировать, но нет сомнения: все, что он делает на ТВ, стоит смотреть обязательно. Нужно только понять: зачем?

После того как Радзинский ушел из большой драматургии, его сильно потянуло в историю. Там же драматургии никак не меньше. Возможно, историки относятся к этим его опытам скептически, потому как на известные факты автор нанизывает бездну психологии. А это уже не по академическим правилам. Ну разве известно, что думал какой-нибудь Юровский перед тем, как прикончил с подельниками всю царскую семью? Здесь драматург Радзинский ничего с собой поделать не может: его история вся соткана из представлений и переживаний.

Но почему Гитлер именно сейчас? Да, 22 июня скоро — трагический день начала Великой Отечественной. Но достоин ли мерзотный фюрер столь масштабного исследования? Причем исследования объективного, порой холодного, почти без эмоций. Если не считать эмоцией фирменные радзинские переливы голоса, обертоны, театральные надрывы почти до психопатии. Артист!

Он сделал много передач о Сталине, написал о нем же толстенные книги. И вроде бы разоблачал, ведь не может же столь разумный и всезнающий человек думать о вожде народа как-то по-другому. Но в подтексте, между строк и кадров читалось, виделось некое восхищение даже. Да, дьявол, но как же велик! Вот поэтому-то Сталин и теперь живее всех живых.

Ну а здесь что? Гитлер как предупреждение? Или как предчувствие? Ведь просто так ничего не бывает. Когда на главных каналах страны нам показывают правильные сериалы “В круге первом” по Солженицыну, “Завещание Ленина” по Шаламову, разве не ясно, для чего это делается? Когда “Исторические хроники” Николая Сванидзе выходят на “России” и там со страшной силой в тартарары раздербанивается тот же Сталин и вся советская власть, вы не улавливаете смысла? Если такие звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Ну не может Сванидзе у себя на госканале сказать что-то негативное про нынешнюю вертикаль, про Путина с Медведевым, про узника совести № 1. И вот тогда приходит к старому дедовскому эзопову языку: говорит про Сталина, а подразумевает нынешнее время. Вы скажете: конспирология, теория заговора, телекритик совсем свихнулся? Ну думайте, как хотите, я же останусь при своем.

А с Гитлером что? Вроде бы все на поверхности: поражение в Первой мировой, позорный мир, потеря территории, Веймарская республика с ее разгулом демократии, безработица, экономический кризис, дикое унижение нации. И вот вам, пожалуйста, обыкновенный фашизм. Теперь Россия: поражение в “холодной войне”, потеря территории, разгул демократии, когда одним все, а другим шиш с маслом, экономический кризис, моральная усталость, дикое унижение нации. И вот вам, пожалуйста, обыкновенный путинизм. Почувствуйте разницу! Но ни с чем не примиримые демократы, конечно же, не видят никакой разницы. Для них Путин — настоящее исчадие ада, хуже не придумаешь.

Давайте будем объективными. В фильме Радзинского есть лишь одна очень схожая ассоциация с нашим временем. Когда школьникам на экзамене отменили всю классическую литературу, историю и главными предметами стали физкультура вместе с патриотизмом. Ау, г-н Фурсенко, который министр образования, вас не страшат эти аналогии? Только любые аналогии хромают, конечно же.

Путин на два щелчка мог бы установить в России что-то очень похожее на Германию конца 30-х годов. Все же лежит на поверхности. Есть титульная нация, и ей сейчас очень больно. Главный лозунг — возродить собственное величие. Всеми возможными способами. Только молви заветное патриотическое словечко — и за тобой потянутся все униженные и оскорбленные, которые не могут кому-то простить собственной ущербности. И не важно, как тебя потом будут приветствовать — взмахом вытянутой руки или прикладыванием пальцев к пустой голове. Главное — ты за русских и за бедных, но не так, как Жириновский, а по-настоящему. Проще простого указать врага: хачики, черно…пые, все эти Равшаны и Джамшуты, понаехавшие тут. Ведь было же что-то подобное с грузинами, когда директоров школ обязывали отсматривать в журнале фамилии, оканчивающиеся на — швили и — дзе, и выселять, выселять. Особых проблем тут не было, помните?

Разве не сидит моральная поверженность в душах миллионов людей? Пока еще где-то в глубине. Но как же легко это достать. И тогда ты герой толпы, тебя носят на руках, люди готовы ловить каждое твое слово. Вот они все у тебя в кармане, верят, как себе. Больше чем себе, потому что ты уловил их чаяния, ты говоришь на их языке. И тогда быстро решаются две главные российские проблемы — дураки и дороги. Ты своим указом отменяешь коррупцию, пойманных за нее отправляешь на виселицу, а простых честных безработных направляешь на строительство автобанов. Как в Германии. А дураки? Они, все как один, поголовно уже записываются в штурмовые отряды, готовые по одному твоему выражению лица громить всех, кто мешает нам жить.

Да, это очень просто, можно так быстро ворваться на седьмое небо власти. Тебя будут обожать, восхищаться, называть кумиром. Но дальше, что будет дальше? И не бывает никакого фашизма с человеческим лицом, все равно ответ в конце учебника будет один: бесчестие, еще большее унижение. Кажется, Путин это прекрасно понимает. С “патриотизмом” только заигрывает, не более. Чтобы погасить страсти, пошел даже на переговоры с фанатами, участвующими в погромах на Манежке. Он хочет держать золотую середину: и вашим, и нашим. Главное, чтобы цены на нефть не падали.

Мы до сих пор любим пересматривать черно-белые “Семнадцать мгновений весны”. Блестящий фильм, отличные роли. А для отдельных товарищей, которые нам совсем не товарищи, такая вот шикарная униформа со свастикой оказалась инструкцией по применению. Им понравилось не то, что Штирлиц — Тихонов вывел этот Третий рейх на чистую воду, а то, как четко, с блестящей выправкой, при прохождении Штирлица по гестаповскому коридору часовые вытягивались во фрунт и вздымали руку в нацистском приветствии.

Когда кричат, что ТВ оболванивает народ, умные люди отвечают: “А вы не оболванивайтесь или вообще не смотрите”. Но с удовольствием смотрят и оболваниваются. Значит, телевидение создано для дураков? Ведь и “Преступление и наказание” кто-то прочитает и восхитится духоподъемности писателя, а другой возьмет в руки топорик и…

Не знаю, будет ли у этой программы Радзинского высокий рейтинг. Вряд ли. Но то, что такое кино с большим интересом посмотрят наши доморощенные нацики, — к бабке не ходи. Ведь в фильме абсолютно ничего нет про то, как же закончила свой лихой путь гитлеровская Германия. Считается, что мы это и так знаем.

Ничего мы не знаем. А кто знал, начинает забывать. Историю краха гитлеровского фашизма нашим людям надо вбивать гвоздями. Аллюзии, ассоциации больше не проходят. Дураки уже записываются в штурмовые отряды. Им что в лоб, что по лбу. Тогда для кого же старался знаменитый драматург?

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах