— Павел, вы доверяете своим глазам?
— У меня нет другого выбора, потому что зрение — это около 90 процентов всей информации об окружающем мире. Когда мы снимали фильм, то ставили эксперименты, в которых предлагали людям “конфликтные ситуации”: допустим, зрение говорит, что еда фиолетовая, а обоняние — что она пахнет апельсином. В этих случаях мозг выбирает информацию, идущую от глаз, и категорически отказывается принять апельсиновый запах. Человек говорит: “Какая-то химия”. Можно создать такие же конфликты между самим образом и его движением — тогда рождаются зрительные иллюзии, на которых построена едва ли не половина кинематографа.
— А часто глаза вас подводили?
— Да, особенно в юности, когда в сумерках или в ночных клубах я знакомился с девушками. Осознание несовершенства нашего ночного зрения приходит слишком поздно. Информация от глаз приходит по разным каналам: очертания объекта, его движения, цвета — все это анализируется разными зонами мозга. И как уж там они друг с другом договорятся… В цирке еще подводили, когда смотрел фокусы. Кстати, мы покажем, как именно, “расщепляя” ваше зрительное восприятие, фокусники достигают эффекта. Искусство же от слова “искус”, художники искушают ваш мозг, покушаются на природную цельность восприятия. Получается, обман зрения — один из столпов культуры.
— Как вообще мозг не путается, проделывая столько операций, прежде чем донести до своего хозяина то или иное изображение?
— Когда я начинал работу над фильмом, мне казалось, что это очень сложно — обмануть мозг. А теперь думаю, как вообще получается, что одним и тем же предметам мы даем одинаковые имена — настолько индивидуальна та картина, которая складывается в мозгу разных людей! Кстати, существование хиазмы, или перекреста зрительных нервов, из-за которого сигнал от одного глаза идет в противоположную часть мозга, хоть и известно с древнегреческих времен, никем не объяснено — ну вроде бы это нужно для стереовосприятия, для измерения расстояний до предметов, но теории общепризнанной никакой нет! А что касается “перевернутого мира” на сетчатке, то мозг, сравнивая зрительные сигналы с сигналами от других органов, довольно быстро “переворачивает” картинку. И в фильме мы ставили опыты, когда доброволец, кстати, очень известный комик, целый день ходил в очках, ставивших мир с ног на голову. Когда наконец он стал ориентироваться в пространстве, мы сняли с него эти очки — и он опять увидел мир перевернутым!