Когда мы приехали на “Вернисаж” в Измайлово, то были несколько разочарованы. Дело в том, что здесь запрещенной атрибутикой если и торгуют, то по выходным. Но, несмотря на это, в одном из магазинов мы обнаружили модель “Мессершмидта-109” с немецким крестом. Продавец магазина нас успокоил.
— Эта модель не продается. У нас вообще нет товаров с нацистской символикой. Что касается этой модели, то ее следует воспринимать как часть экспозиции, посвященной нашей истории, в которой была и Великая Отечественная война. Продавцов нацистской символики вы все же по выходным ищите.
Удалось, впрочем, найти одного из собирателей артефактов со зловещей символикой. При условии соблюдения анонимности этот человек показал часть своей коллекции. Вот повязка со свастикой. Точно с такими же ходили герои “17 мгновений”. Стоит 30 000 рублей. Тут же нам продемонстрировали кортик со свастикой. Вполне себе в хорошем состоянии. Но такие вещи на “Вернисаже” редкость.
— На самом деле хорошо, что взялись за “Вернисаж”, — говорит директор антикварного салона Дмитрий Бушмаков. Там товар с нацистской символикой продается часто. И туда приезжают люди именно за символикой. И у нас есть предметы, относящиеся к этому периоду. Но, как видите, все свастики тщательно заклеены, как это делается во всем мире. Вообще, настоящие собиратели подобных вещей (речь идет об атрибутированных раритетах) — это обеспеченные люди. “Входной билет” для подобных коллекционеров начинается с достатка в 60–100 тысяч рублей. Из которых он согласен тратить минимум 10 тыс. в месяц на пополнение коллекции.
По словам Дмитрия Бушмакова, нынешнее распоряжение во многом копирует положения точно такого же федерального закона и постановления правительства Москвы.
Кроме того, особый интерес в распоряжении представляет и пункт о борьбе с экстремизмом в Интернете. В документе говорится, что Следственный комитет России совместно с ФСБ и другими столичными “органами исполнительной власти” должны искать в Интернете материалы, разжигающие межнациональную рознь. Силовые структуры при посредничестве провайдеров московского региона будут удалять подобный контент и проверять людей, причастных к распространению данных ресурсов.
Как выяснилось, сами провайдеры о распоряжении мэра еще ничего не знают, но к сотрудничеству готовы заранее. Более того, поставщики Интернета уже некоторое время сами разрабатывают меры по возможному очищению Сети.
— Все уполномоченные оперативные службы и так имеют доступ к техническим средствам провайдеров, позволяющим выявлять факты размещения в Интернете материалов, разжигающих межнациональную рознь, — говорит зам. гендиректора одного из столичных провайдеров Вера Кузнецова. — Это прописано в законе об оперативно-розыскной деятельности. Впрочем, ограничивать Сеть — идея малопродуктивная. Дополнительные барьеры только порождают новые пути их обхода. Решать задачу противодействия экстремизму надо через общественные организации. Взять, к примеру, “Лигу безопасного Интернета”. В это некоммерческое партнерство вошли представители операторов связи, интернет-провайдеров и специалисты по информационной безопасности. Специалисты занимаются мониторингом опасного для детей контента в Сети и вырабатывают критерии отсева такой информации.
По мнению Веры Кузнецовой, в столице должен быть реализован схожий принцип. “В Москве необходимо создать независимую экспертную среду, некое партнерство, куда войдут ведущие столичные провайдеры. Именно они должны заниматься оценкой качества контента в Сети с учетом национальных и культурных традиций. Плюс к этому, если столичные власти хотят нагрузить поставщиков Интернета, хорошо было бы собраться перед этим и все обсудить”, — добавила в конце г-жа Кузнецова.