МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Жилищно-криминальное хозяйство

“МК” составил рейтинг самых распространенных махинаций в сфере коммунальных услуг

Защити себя сам. Именно так должен звучать жизненный девиз любого горожанина. Жилищно-коммунальные махинации встречаются на каждом шагу, и большинство из них основано на элементарном незнании людьми своих прав. Поэтому многие из нас исправно оплачивают бесплатные услуги, доверяют счетам за коммуналку и прилежно выполняют все указания родного ТСЖ. Достаточно сказать, что 70% собственников жилья в Москве не заключают договоров с обслуживающими организациями, а главное — понятия не имеют, что они вообще нужны. “МК” составил рейтинг наиболее типичных нарушений в сфере ЖКХ, о которых мы даже не подозреваем. Комментируют ситуацию наши эксперты: председатель правления Общества защиты прав потребителей услуг Алексей Самохвалов и лидер движения “Москвичи против беззакония и коррупции в ЖКХ” Галина Корниенко.

Фото: Роман Орлов

№ 1. Ненавязчивое навязывание

ОКАЗЫВАЕТСЯ, Жилищный кодекс позволяет собственнику самому выбирать ресурсоснабжающую организацию и заключать с ней индивидуальный договор на обслуживание. То есть, если вам не нравится, скажем, качество воды у одного поставщика, вы просто выбираете себе другого и живете спокойно. На Западе это обычная практика, у нас же — невиданная роскошь. Основных причин две: нежелание организаций работать с отдельными гражданами (с целого дома-то больше поимеешь!) и отсутствие выбора. В то время как число интернет-провайдеров растет чуть ли не каждый день и у потребителя всегда есть возможность воспользоваться услугами того, кто его больше всего устраивает по цене и качеству, среди поставщиков воды, газа или электроэнергии разнообразия явно не наблюдается. Вот и получается такое ненавязчивое навязывание, о котором мы, собственники, даже не подозреваем.

Та же история и со среднегородской нормой потребления воды, которая составляет порядка 10 кубометров на человека в месяц. Если у вас нет индивидуального счетчика, то объем потребления холодной и горячей воды рассчитывается, исходя именно из этой величины.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Алексей Самохвалов: В данном случае речь идет о навязанном объеме услуги. Ведь откуда взялся такой показатель, неясно. Очевидно, это некий усредненный общегородской норматив, почему-то положенный всем и каждому. На самом же деле те, кто пользуется счетчиками, уверяют, что у них потребление воды в несколько раз меньше. Однако и счетчики — палка о двух концах. На сегодня их наличие оправдано только у тех, кто постоянно не живет дома, а, скажем, проводит время на даче или в командировках. Во всех остальных случаях окупаемость счетчика достигается лишь через несколько лет из-за высокой стоимости установки и весьма дорогого обслуживания.

А ВЫХОД ЕСТЬ? В том случае, если жильцы дома сумеют объединить свои интересы, то возможна оплата по показаниям общедомового счетчика. Практика показывает, что и эта величина на 30–40% ниже, чем упомянутые 10 кубометров. Это особенно выгодно в тех домах, где живет много пенсионеров и других не слишком состоятельных граждан. Также возможна установка счетчика воды самостоятельно или с помощью нелицензированной организации, что значительно дешевле. В этом случае потребитель будет знать реальные цифры выпитой воды, хотя ему сложно будет бороться с коммунальщиками в судах. Но годичная эксплуатация такого прибора покажет, разумно или нет устанавливать стационарный дорогостоящий и переходить на официальную оплату воды по счетчику.

№ 2. Платим за бесплатное

ОКАЗЫВАЕТСЯ, за услуги ненадлежащего качества или услуги, предоставленные в неполном объеме, потребитель должен платить по сниженным тарифам. Или вообще не платить. Эта норма прописана в постановлении Правительства РФ № 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам” от 23 мая 2006 года. Там же есть и критерии оценки, которые, прямо скажем, приятно удивляют. Например, предельно допустимая продолжительность перерывов в подаче горячей воды составляет всего 8 часов в месяц и 4 часа единовременно. При аварии же неполадки должны быть устранены не позднее чем через сутки. Но ведь никому и в голову не придет считать, сколько часов за месяц в доме не было горячей воды. Поэтому перерасчет по инициативе потребителя очень редок. Этим с удовольствием пользуются коммунальщики, которым в данном случае совсем невыгодно проявлять инициативу.

Отдельная история — качество водных ресурсов. В законе черным по белому написано: “Отклонение состава и свойств холодной и горячей воды от санитарных норм и правил не допускается”. В противном случае за воду вообще можно не платить. Но одно дело, когда низкое качество налицо (например, невооруженным взглядом видно, что вода мутная, в ней есть песок или чувствуется запах), и совсем другое — если внешне ничего не вызывает подозрений. Ведь даже в самой кристально чистой воде могут быть ненужные примеси и опасные для здоровья элементы. Учитывая это, страшно подумать, сколько некачественной воды мы уже выпили, даже не подумав вызвать экспертизу и призвать коммунальные службы к ответу…

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Алексей Самохвалов: Гарантировать потребителю качество ресурса — обязанность ресурсоснабжающей организации и управляющей компании. Поэтому они должны проводить регулярные проверки, осуществлять профилактические мероприятия. На деле же эта система у нас плохо развита. Но собственники-то об этом не знают, поэтому платят за некачественные ресурсы и услуги. Причем уже платят по тарифам, близким к общеевропейским. Часто бывая за рубежом как эксперт Совета Европы, я отлично знаю, насколько совершенные там системы очистки воды. Нам до такого уровня еще очень далеко. При этом за нашу зачастую плохо очищенную воду мы вынуждены платить столько же, сколько немцы или финны — за свою суперкачественную. Учитывая это, получается, что цены завышены в десятки раз.

А ВЫХОД ЕСТЬ? Многие используют для очистки воды фильтры. Но это удовольствие не из дешевых. Люди часто набирают воду в источниках, покупают бутилированную. В том случае, если в дом поступает загрязненная вода в течение нескольких дней, безусловно, необходимо жаловаться в сам “Мосводоканал”, где есть служба контроля качества воды, в Роспотребнадзор или, сложившись с соседями, проводить самостоятельную экспертизу. В тех случаях, когда воду отключают на длительный срок, превышающий норматив, нужно обращаться в коммунальную организацию с требованием перерасчета. При нынешних ценах это разумно и в тех случаях, когда семья из нескольких человек уезжает надолго на дачу, в отпуск или длительно отсутствует по другой причине. Как правило, коммунальщики неохотно, но удовлетворяют такие заявления.

фото: Наталия Губернаторова

№ 3. Сами виноваты!

ОКАЗЫВАЕТСЯ, львиная доля аварий в квартирах и домах происходит из-за отсутствия профилактики, а отнюдь не из-за ветхости жилищного фонда и коммуникаций, как нам обычно любят объяснять коммунальщики. Например, 20% заливов квартир в городе случаются только потому, что тестирование системы отопления либо вообще не производится, либо производится не в соответствии с нормативами. Подобные мероприятия должны проводиться дважды в год, прежде всего для того, чтобы контролировать давление воды в трубах. Однако большинство обслуживающих организаций эти требования не выполняют. В результате происходят гидроразрывы труб, когда горячая вода вырывается наружу и затапливает помещение. Но жильцам-то неведомы эти технические нюансы, поэтому убедить их в том, что “сами виноваты”, обычно не составляет никакого труда. А раз виноват, будь добр, плати компенсацию. Правда, даже если собственник подкован в делах коммунальных и знает, что профилактика и мониторинг должны проводиться регулярно, а не по требованию жильцов, убедить в этом соответствующие службы не так-то просто. Меж тем это их прямая обязанность.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Галина Корниенко: Обычно жильцы, если заподозрили неладное, должны сами обращаться во все инстанции, ждать ответов, требовать принятия мер от управляющей компании. При этом они продолжают исправно платить за содержание дома и услуги. Что удивительно, Жилинспекция Москвы и ее отделения в административных округах не имеют привычки информировать собственников о проведенных ими проверках состояния домов (например, инженерных конструкций, крыш), выявленных нарушениях, принятых мерах. Это — великая тайна до тех пор, пока не обрушится где-нибудь стена или крыша. То есть люди могут жить в потенциально опасном доме и не знать об этом. Роспотребнадзор тоже не утруждает себя информацией о проведенных проверках в жилищном фонде, даже если речь идет о качестве воды в домах. А ведь эта информация должна находиться в общем доступе, чтобы в случае чего люди могли принять меры — например, установить фильтры.

А ВЫХОД ЕСТЬ? Лучшим выходом может стать подписание с управляющей компанией договора о содержании, ремонте и предоставлении коммунальных услуг. Там должны быть четко прописаны гарантированные законодательством права и обязанности как собственника жилья, так и управляющей компании.

№ 4. ТСЖ под грифом “Секретно”

ОКАЗЫВАЕТСЯ, согласно постановлению Правительства РФ от 23.09.2010 “О раскрытии информации”, собственники жилья должны знать о деятельности ТСЖ абсолютно все. Однако сейчас большинство информации впору помечать грифом “Строго секретно”. Зачастую собственникам не предоставляется никаких отчетов о доходах и расходах ТСЖ. Нет информации о структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги, никакой расшифровки этих сумм, в частности, за техническое обслуживание, по конкретным статьям. Также не сообщается, получает ли дом субсидии на ремонт или замену оборудования из бюджета города. В результате люди оплачивают услуги по установленным ТСЖ тарифам, нередко в разы превышающим общегородские, и думают, что так и надо. Кроме того, в порядке вещей навязывание услуг, якобы утвержденных и признанных необходимыми общим собранием.

Отдельная история — махинации со счетчиками. Общедомовые приборы учета потребления тепловой энергии и воды во всех домах-новостройках устанавливаются на этапе их сдачи в эксплуатацию с начала 2000-х годов. Управляющая компания расплачивается с поставщиками за потребление воды и тепла всем домом по показаниям этих счетчиков. Но собственникам, у которых нет этих приборов, начисления производятся по московским тарифам из расчета за квадратный метр (за тепло) или за человека (за воду). По закону в начале каждого календарного года управляющая организация обязана сделать перерасчет и сообщить о сэкономленной сумме. После чего собственники жилья на общем собрании должны решить, как потратить эти средства: выплатить каждому или направить на общедомовые нужды. На практике же большинство ДЕЗов или ТСЖ никаких перерасчетов для собственников не делают, об экономии не сообщают. Можно только догадываться, какие колоссальные средства оседают в карманах недобросовестных управляющих компаний.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Галина Корниенко: Отстоять свои права собственникам в данном случае непросто, а порой и невозможно. Подавляющее большинство управляющих организаций не заключало и не пыталось заключить договоры с собственниками жилых помещений в нарушение Жилищного кодекса РФ, постановлений правительства, закона “О защите прав потребителей”. А люди не знали о том, что это непременное и необходимое условие коммунального обслуживания дома. В результате оказались фактически бесправными.

А ВЫХОД ЕСТЬ? Объединяйтесь и грамотно защищайте свои права. Пишите аргументированные коллективные запросы и жалобы во всевозможные инстанции. От обращений отдельного гражданина у нас привычно отмахиваются, а вот к коллективному письму собственников жилья чиновники разных уровней скорее всего отнесутся иначе. Если критическая масса таких заявлений зашкалит, то это чревато коммунальными дефолтами. Даже упорствующие в своем безразличии к проблемам жертв беззакония в ЖКХ наверняка не хотят никаких переворотов. Также проводите собрания и выборы, проявляйте активность. Переизбирайте своих председателей ТСЖ и ЖСК, отказывайтесь от услуг нерадивых и вороватых управляющих компаний. Вы имеете на это полное право!

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах