МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Москва по-прежнему медом помазана

Из горбюджета выделены деньги на восстановление пасек в парках

Несколько лет назад, еще при Юрии Лужкове, городской Департамент природопользования написал программу восстановления редких и исчезающих видов животных, первым пунктом в которой числились пчелы. Это было вполне объяснимо — страсть экс-мэра к пчелам была общеизвестна. Вчера выяснилось, что, несмотря на все изменения в мэрии, пчелы оказались вне политики. Новая власть выделила из бюджета 1,5 миллиона рублей на восстановление пасек в парках и заказниках. Нужны ли пчелы городу — выяснил обозреватель “МК”.

На крышах Парижа пчелам выделяют ульи в центре с видом на Эйфелеву башню. Фото: AFP

Реабилитировать пчелиную популяцию пока намерены лишь на территориях нескольких особо охраняемых природных территорий (ООПТ), среди которых “Кузьминки-Люблино”, “Битца”, “Теплый Стан”, “Царицыно” и пр. Уже объявлен конкурс на выполнение работ по содержанию пасек в городских парках. На первом этапе специалисты должны провести ревизию существующих пчелиных семей. По сообщениям информагентств, Департамент природопользования задал численность пасек на ООПТ. К примеру, в “Кузьминках-Люблино” должно быть 40 пчелосемей (ульев), в “Царицыно” — 34, в Битцевском лесу — 28, в ландшафтном заказнике “Теплый Стан” — 6. При этом промышленного производства меда на продажу Москва не планирует — его должны использовать в гуманитарных и просветительских целях: предлагать на пробу народу во время Медового спаса, Покрова и русской Масленицы или дарить социальным учреждениям.

— Не вижу здесь ни криминала, ни сенсации, — сказал “МК” замдиректора управления ООПТ “Кузьминки-Люблино” ЮВАО Осип Тунинский. — Пасеки стоят, пчелы опыляют — никакого политического контекста! Средства нам постоянно выделяют, деньги нужны на лекарства, инструмент, обслуживание ульев. У нас большая демонстрационная площадка, наши пасеки не товарные, откачки меда здесь не делается. Иногда одну рамочку берем, чтобы людям дать попробовать. Москвичи ведь живут в бетонных джунглях, ничего не знают о медогоне, вот мы и рассказываем в нашем Музее меда о дружной семье пчел, их трудолюбии.

Сегодня в “Кузьминках-Люблино” — 42 улья, в том числе уникальные стеклянные, благодаря которым посетители могут наблюдать за жизнью пчел в режиме онлайн. А вот в “Измайлово” есть декоративные ульи — например, в виде церквей. Что имеется в виду под “восстановлением численности”, Тунинский точно не знает. Но предполагает: “У пчел тоже есть свои национальности — карпатка, среднерусская. Может, будут восстанавливать породы? “

Пчеловод Юлия Тучина, ныне работающая в парке “Измайлово”, особого восторга по поводу грядущего финансирования не испытывает: “В прошлом году нам тоже привезли новые ульи — да так и забросили, никто их не обслуживал”. А про самих пчел Юлия Алексеевна говорит с трепетом: “Во всем мире в парки привлекают пчел для опыления растений. Мед в любых условиях получается чистым — все вредные вещества из нектара пчела принимает на себя. На опыление одного гектара почвы необходимо два улья пчел — в Москве такой насыщенности явно нет”.

Как сообщили нам в Департаменте природопользования столицы, сегодня в Москве находится всего 142 улья, расширять их количество не предполагается — средства выделены лишь на “поддержание биомассы пчел”. На мед городские власти ставки не делают, главное — чтобы пчелы опыляли растения. По данным департамента, примерно столько же денег на пчел было выделено и в прошлом году.

А КАК У НИХ?

В 2009 году в Великобритании развернулась общенациональная кампания по спасению пчел, в рамках которой лондонцы устанавливали ульи на балконах, крышах домов и в садах. Тысячи человек прослушали вводный курс по пчеловодству в 60 открытых в Лондоне специальных центрах, был разработан специальный улей, приспособленный к городским условиям, требующий ухода в течение часа всего раз в неделю.

Во Франции в конце прошлого века наблюдалось резкое сокращение колоний пчел в сельской местности. С 1995 по 2007 год количество ульев там ежегодно уменьшалось почти на 400 тысяч. Причиной этого, по данным Национального института сельскохозяйственных исследований Франции, стало постоянное загрязнение окружающей среды. Пчелы стали жертвами химикатов и пестицидов, применяемых сельскохозяйственными компаниями. В результате была принята специальная программа, поощряющая пчеловодство в городах, где, как говорят некоторые эксперты, экологическая ситуация более благоприятна для пчел. Итогом стало появление данных о значительном превосходстве объемов меда, добываемого в городе, по отношению к сельской местности.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах