Обратиться к зарубежному президенту Караванца заставила жизненная ситуация, а главное — отсутствие собственного жилья. В послании житель Санкт-Петербурга в красках описывает свое участие в войне с Японией в 1945 году. “Мне тогда было 18 лет. В ходе боев наша 262-я дивизия 39-й армии, в которой я тогда был рядовым, освобождала из плена американских военнослужащих, захваченных японскими агрессорами. Операция проводилась в конце августа 1945 года в городе Мукдене. В ответ на наши героические действия руководство американской армии предлагало нам в качестве благодарности перебраться на территорию США с целью начать новую жизнь”, — говорится в письме. Тогда советские солдаты от американского предложения отказались. Кто-то был исполнен патриотизма и гордости за свою страну. Кто-то, может, и хотел перебраться за океан, но боялся за судьбу родственников.
После войны Антон Антонович долгое время жил в Сибири. Но 10 лет назад он продал свою квартиру и перебрался поближе к сыну Олегу в Ленинградскую область, где был куплен небольшой деревенский домик. Но и дом пришлось продать: пять лет назад у ветерана умерла жена, сам он перенес тяжелую операцию по удалению раковой опухоли и стал инвалидом II группы, поэтому решил перебраться к сыну в Санкт-Петербург. Сын Олег занимался бизнесом, но в кризис не смог совладать с финансовыми неурядицами и продал свою квартиру. В результате на старости лет Антон Караванец остался вообще без жилья. В прошлом году пенсионер воодушевился, когда узнал, что президент Дмитрий Медведев повелел всех ветеранов обеспечить жилплощадью. Однако вскоре оптимизм сошел на нет.
“Я два года ходил по всем инстанциям, но никакого результата добиться не удалось, — рассказал “МК” сам ветеран. — Я переписывался с чиновниками, подавал в суд, писал обращения в Генпрокуратуру, премьер-министру. Везде ответ один: права на получение жилья я не имею, так как прожил в Петербурге менее 10 лет. Сейчас вынужден ютиться в съемной коммуналке, которую оплачиваю из своей пенсии”. Из-за последних событий у него резко ухудшилось здоровье, и последние дни Караванец провел в госпитале. Его выписали 6 мая по специальной просьбе — праздник Победы встречать в больничной палате он наотрез отказался.
В своем письме Обаме Антон Антонович просит поведать ему о жизни американских ветеранов. Ему интересно, есть ли у них схожие проблемы с жильем, а также жив ли кто-нибудь из тех 350 военнопленных, что он спасал. “Если возможно, донесите информацию обо мне ветеранским организациям в вашей стране и СМИ. Очень хотелось бы узнать о судьбе американских военнопленных, которых я спас от смерти, живы ли они, и, если возможно, встретиться с ними. Я понимаю, что жить мне осталось недолго, и очень надеюсь, что моя просьба будет воспринята вами правильно”. В качестве постскриптума ветеран написал, что очень жалеет, что более полувека назад отказался от предложения переехать. “Можно ли сейчас воспользоваться приглашением? Возможно, вы меня сочтете сумасшедшим, просто я знаю, что вы можете делать чудеса. Мне 83 года, я еще полон сил и желания жить, но я не нужен своей стране. Может быть, ваша страна примет участие в моей судьбе?”
Жилищный комитет Санкт-Петербурга уже отреагировал на письмо ветерана в США. Руководитель комитета Юрий Осипов пообещал лично поднять все документы и заняться квартирным вопросом Караванца. Однако некоторые полагают, что в злоключениях ветерана виноваты вовсе не чиновники, а финансовые выкрутасы сына, в результате которых он лишился квартиры.
Письмо американскому президенту от советского солдата две недели назад было зарегистрировано в консульстве США, где гарантировали отправку его главе Соединенных Штатов.