МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Обычные дети против сирот

Московские чиновники хотят облагодетельствовать одних за счет других

На фоне жарких споров о будущем российского образования, а также ажиотажа родителей по поводу записи детей в первые классы столичных школ из поля зрения общественности выпала очень значимая проблема, напрямую связанная с московским образованием.

Фото: Геннадий Черкасов

Однако родители не обеспокоены, не обрывают телефоны разных инстанций и не пишут возмущенные письма президенту и мэру. А все потому, что проблема эта касается детей, у которых нет родителей, и живут они в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В последние годы болезненная тема сирот находится в фокусе внимания власти и общества. Москва не осталась в стороне от этой важной государственной задачи. Постановлением правительства Москвы от 18 ноября 2008 года №1061-ПП был утвержден “Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009—2011 годы”. Он предусматривает реорганизацию сети сиротских учреждений: перепрофилирование, ликвидация, изменение задач и содержания работы сотрудников, создание условий проживания, приближенных к домашним.

Как участник разработки “Комплекса мер” я хорошо помню, что речь шла о том, что для каждого такого учреждения будет составлена “дорожная карта”: как должно измениться учреждение, что будет с каждым из воспитанников и сотрудников. Планировалось осуществлять этот процесс поэтапно, максимально открыто, с участием экспертов и сведением к минимуму издержек. Особо оговаривалась безусловная необходимость обеспечить права и интересы детей и не допустить разрушения уникального опыта, который накоплен учреждениями за десятилетия их работы. В том числе и с этой целью был создан координационный совет при правительстве Москвы по вопросам реализации “Комплекса мер по преодолению социального сиротства”.

Однако не так давно стало известно, что в правительстве Москвы по инициативе Департамента семейной и молодежной политики в закрытом режиме готовится судьбоносное решение. Речь идет о передаче сети учреждений для детей-сирот из ведения Департамента образования в ведение Департамента семейной политики. Произойти это должно с 1 июля 2011 года. В списке 33 детских дома и интерната, в которых воспитывается 2131 ребенок. (В системе Департамента семейной политики сейчас действуют 2 сиротских учреждения.)

Одновременно Департамент образования планирует закрыть несколько малокомплектных детских домов (№№2, 11, 23, 32, 37, 57) и осчастливить столицу — открыть в освободившихся зданиях детские сады. То есть преданных судьбой и родителями детей планируют перевести в другие учреждения, значительно увеличив в них количество воспитанников.

Я убежден: это поспешный и непродуманный шаг. Совершенно невозможно понять смысл передачи сиротских учреждений от одного ведомства, где они были несколько десятилетий, другому ведомству, не имеющему опыта для работы с такими детскими домами и интернатами. Все это должно произойти уже через два месяца, а по сей день нет никакой реальной и разумно обоснованной программы ни для отдельных учреждений, ни для всей сети в целом.

Казалось бы, столь ответственное решение, касающееся самых незащищенных граждан Москвы, требует общественного обсуждения. Однако никаких публичных обсуждений с участием экспертов не было. Ни в Общественном совете города Москвы, ни в Общественной палате по образованию города Москвы, ни в координационном совете при правительстве Москвы по вопросам реализации “Комплекса мер по преодолению социального сиротства” — нигде.

Ничего не знают о своем будущем руководители и сотрудники детских домов и интернатов. С ними не сочли нужным посоветоваться и хоть что-нибудь объяснить. Разве можно так относиться к людям, день и ночь работающим с очень непростыми детьми?

Очевидно, что в результате закрытия и передачи учреждений из системы образования во многих из них будет нарушен образовательный процесс. А ведь из-за позднего выявления неблагополучных детей у многих из них развитие не соответствует возрасту, и они нуждаются в индивидуальных образовательных программах. Половина учреждений имеет статус специальных или коррекционных и рассчитана на детей с задержкой умственного и физического развития.

Каждый детский дом и интернат по-своему уникален. Как, например, единственная не только в Москве, но и в России школа-интернат №15 циркового искусства. В детском доме №48 воспитываются ВИЧ-инфицированные дети. В специальной школе-интернате №8 для детей с отставанием в развитии и детском доме №59 накоплен драгоценный опыт передачи детей на воспитание в семьи. Ведь такие дети, как правило, никому не нужны. И все-таки их начали передавать на воспитание! Это победа. Кроме того, всем известно, что результатом реорганизации, как правило, становится потеря кадров.

Весь мир давно движется по пути создания малокомплектных детских домов, где стараются обеспечить домашние условия. Например, в Польше законодательно запрещено пребывание в одном детском доме более 20 воспитанников. А в Москве ради защиты прав одних детей — дошколят готовы нарушить права других — сирот. В Конвенции ООН о правах ребенка установлено, что во всех действиях в отношении ребенка главным остается наилучшее обеспечение интересов ребенка (статья 3). Кто осмелится утверждать, что абсолютно не продуманная реорганизация московских детских домов отвечает интересам детей?

Главным результатом профилактики социального сиротства должно быть сокращение количества детей, которые остаются без попечения родителей. Но анализ ситуации показывает, что Москва с этой задачей не справилась. Если во всей России в 2010 г. выявленных социальных сирот стало на 12% меньше, то в Москве — всего на 3%. Кроме того, в Москве больше половины неблагополучных детей выявляется только после 7 лет, когда они уже пошли в школу. Социальный патронат в Москве так и не заработал.

В Москве доля российского усыновления от всех усыновленных детей составляет 57% против цифры 71% по России. На международное усыновление в основном передаются маленькие дети в возрасте от 0 до 3 лет. Причем в Москве 80%, а в целом по России — 60%. И это при наличии не уменьшающейся очереди российских кандидатов в усыновители!

Невозможно понять, почему Департамент семейной политики готов взяться за решение новой сложной задачи, не решив имеющихся. Детей, как котят в лукошке, перебрасывают от одного департамента к другому. Из одного детского дома в другой. При этом грубо разрушают привычный уклад жизни, отрывают от любимых педагогов, которые заменяют им родных, рвут устоявшиеся социальные связи. Это наносит колоссальную психологическую травму детям, которых в жизни предавали уже не раз.

Воспитанники некоторых детских домов обратились к разным должностным лицам и в СМИ. Они взывают к сочувствию взрослых. Как объяснить, что они не хотят покидать свой Дом, расставаться со своими воспитателями? Почему никто не понимает, какая это несправедливость по отношению к ним и взрослым?

Москва в 2006 году стала первым российским городом, присоединившимся к глобальной инициативе Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) “Города, доброжелательные к детям”. Базовым элементом этой инициативы является принцип участия в ней детей. Таким образом детям гарантируется возможность высказывать свое мнение и влиять на принятие решений, которые касаются непосредственно их жизни и жизни учреждений, где они проживают.

В Семейном кодексе Российской Федерации установлено, что назначение или замена опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия. Однако такого требования в отношении детей, проживающих в сиротских учреждениях, в законе почему-то нет. Давно пора исправить эту ошибку!

Очевидно, что решение о закрытии малокомплектных детских домов и передаче сиротских учреждений из департамента в департамент абсолютно не соответствует Конвенции о правах ребенка и глобальной инициативе ЮНИСЕФ “Города, доброжелательные к детям”. Как не соответствует правам и интересам детей.

Да, вопрос реорганизации сиротских учреждений давно назрел. Но предпринимать такой шаг следует поэтапно. Все действия нужно публично обсуждать с общественностью, с экспертами и, безусловно, с детьми. Мы обязаны понимать, что ждет каждое учреждение, каждого ребенка и сотрудника, а не делать их участниками очередного эксперимента.

Город не продумал и не подготовил эту реорганизацию. Но точка невозврата пока не пройдена. Губительный процесс еще можно остановить, ведь главное — интересы детей, а не интересы ведомств.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах