Как говорит зам. начальника УУР Рифат Каберов, подобные мошенники отличаются буйной фантазией, хитростью и актерскими способностями. Примета последних лет — мошенники работают организованными группами, где все роли четко распределены.
Схемы облапошивания наивных пенсионеров давно отработаны. Как правило, мошенники звонят по домашним телефонам (почерпнутым из продающихся на улице баз) и, представляясь сотрудниками правительства города, Минздрава, представителями мэра и пр., ловко выводят старичков на разговоры о болячках (иногда попутно сообщая им о страшных диагнозах). Потом предлагают госпитализироваться, например, в мифический НИИ изучения рака или Институт головного мозга, “всего” за 15—35 тысяч рублей. Забрав деньги, курьер привозит талончик на госпитализацию и испаряется. Если же пенсионер отказывается от госпитализации, ему предлагают дорогостоящее лечение — чудо-лекарства или чудо-приборы от всех болезней. “По дороге курьер покупает в аптеке БАДы и продает старичкам в 10, 20, 30, а то и 40 раз дороже”, — рассказывает начальник 11-го отдела ОРЧ по линии УР ГУВД столицы Сергей Ерохин. Хорошо, если БАДы просто не действуют: иногда мошенники добавляют в “препараты” наркотики, пенсионер начинает чувствовать себя “лучше”, а потому и не обращается в милицию.
Есть жертвы, которых мошенники обманывают по нескольку раз, предлагая все более “усовершенствованные” лекарства. В последнее же время преступники действуют с уже облапошенными жертвами более нагло: представляются сотрудниками полиции (!) или прокуратуры, сообщают о возбужденном уголовном деле и предлагают материальную компенсацию, для получения которой нужно заплатить налог (20—50 тыс. рублей). И хотя почти никто из жертв ранее даже в милицию не обращался — почти все верят. Одна дама, к примеру, перечислила таким образом в несколько заходов 3 миллиона рублей!
По-прежнему распространены и мошенничества с участием “соцработников” (правда, их становится все меньше). К пенсионеру приходят две дамы (как правило, цыганки из Подмосковья) и сообщают о выходе из оборота, допустим, сторублевых купюр. Жертву просят принести “старые” купюры, чтобы переписать номера и обменять на новые. Бывает, пенсионера просят написать заявление о снижении тарифов на электричество или об обмене пенсионного удостоверения. Исход одинаков: одна из цыганок крадет деньги из тайника.
Ежегодный прирост количества подобных преступлений составляет примерно тысячу случаев (если в 2000 году их в Москве было всего 1140, то в прошлом — уже более 11 тысяч). Недавно УУР прикрыло офис одной такой группировки — три огромных помещения с изолированными кабинками для телефонистов, у каждого лежала шпаргалка, как “разводить” клиентов. При этом, не отрицают в УУР, самих сотрудников колл-центров часто привлекать не за что — они проходят по уголовным делам в качестве свидетелей.
ГУВД советует пожилым гражданам не вступать в диалоги с незнакомыми людьми на улице, не открывать дверь кому попало (спрашивать документы и сразу же звонить в собес), ничего не покупать с рук. А родным рекомендуют по возможности отключать стационарные телефоны у пожилых родственников.