МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Государственная тайна космического масштаба

Валентина Терешкова на орбите мечтала вычистить зубы

История советской космонавтики — сплошное скопище государственных тайн. Однако пришла пора наконец приоткрыть эту завесу секретности. Многие до сей поры неизвестные  документальные свидетельства, рассказывающие об истории пилотируемых полетов в космос, представлены на открывающейся завтра в Выставочном зале Федеральных архивов выставке “Дорогой Гагарина”.

— Специально к 50-летию первого полета человека в космос были рассекречены многие документы, хранящиеся в Центре подготовки космонавтов, Институте медико-биологических проблем и других “космических” организациях и на предприятиях, — рассказывает заведующий архивохранилищем Российского государственного архива научно-технической документации Андрей Куракин.

На выставке представлены уникальные чертежи нескольких первых космических аппаратов: кораблей “Восток” (3КА), “Восход-2” (3КД)… Наверняка никто из ваших читателей не знает, что в самом начале космической эры в СССР уже проектировались корабли для полетов на другие планеты. Например, знаменитый ныне корабль “Союз” начали проектировать еще в 1960 году. Изначально он предназначался для лунного и даже марсианского проектов и лишь после того, как эти замыслы были “похоронены”, “Союз” “перепрофилировали” в орбитальный корабль.

В программе “Восход” на самом деле было задумано не два корабля, о которых мы все знаем, а целых семь. В том числе в планах было запустить женский экипаж и осуществить выход женщины в открытый космос. Один из “Восходов” запланировали на проведение экспериментов по созданию на орбите искусственной тяжести в целях борьбы с состоянием невесомости. Причем все проекты прорабатывались практически параллельно. Корабль для осуществления лунной программы 7К-1Л был даже выполнен “в железе”. Кроме того, среди рассекреченных документов есть материалы о разработке марсианского скафандра, датированные 1963 годом.

До полета Гагарина было осуществлено несколько пробных запусков. Первый из космических аппаратов — 1КП (корабль простейший) — еще не имел теплоизоляции и системы жизнеобеспечения, и для того чтобы загрузить его полным расчетным весом, кабину спускаемого аппарата в последний момент набили тремя тоннами чугунных чушек, взятых с ближайшего металлургического предприятия. При завершении полета 1КП произошел некоторый сбой в программе посадки, и спускаемый “шарик” приземлился на территории Канады. Канадцы долго потом пытались понять, что за железяки такие, с русскими буквами на маркировке, свалились к ним с неба.

Исследователи подсчитали, что у Гагарина за время его короткой экспедиции в космос было 15 внештатных ситуаций (правда, само это понятие не имеет точного определения). Среди них были как серьезные, так и вполне анекдотические. Например, у космонавта №1 в разгар полета уплыл из рук карандаш, которым он делал записи в бортовом журнале. В результате вторая половина гагаринского полета осталась “незадокументированной” на бумаге. Другая проблема возникла с магнитофоном, на который космонавт дублировал свои сообщения в Центр управления полетами. Пленки в этом аппарате хватило лишь на половину всего полета, а механизм перемотки на другую дорожку не сработал.

Кроме того, в полете корабль “Восток” вышел на орбиту, несколько большую расчетной. Тогда в конструкции не было еще предусмотрено дублирующих систем, и чтобы подстраховаться, конструкторы предусмотрели “естественный” спуск кабины с космонавтом на Землю. Предполагалось, что даже если тормозная система не сработает, “Восток”, вращаясь на орбите, постепенно сам спустится и через десять суток войдет в плотные слои атмосферы. Для этого Гагарину предусмотрели запас воды, пищи и кислорода на десять дней. “По закону подлости” система включения тормозного двигателя сработала с небольшим запозданием, и эти несколько секунд для Гагарина оказались бесконечными: он не знал, когда сможет вернуться на Землю и сможет ли вообще? К счастью, двигатель все-таки оказался исправным.

В витринах выставочных стендов представлено несколько очень интересных документов:

“ЦК КПСС и СМ СССР. Постановление от 11 октября 1960 г. “Об объекте “Восток-3А” …Принять предложение Государственной комиссии СМ по оборонной технике о подготовке и запуске космического корабля (объекта “Восток-3А”) с человеком в декабре 1960 года, считая его задачей особого значения…”

“Положение о космонавтах Союза ССР (утверждено Постановлением СМ СССР от 3 августа 1960 г.)

1. Отряд космонавтов формируется из числа граждан Советского Союза, изъявивших добровольное желание участвовать в космическом полете.

2. В отряд космонавтов могут быть зачислены только лица, обладающие высокими морально-политическими качествами…

12. Должностные оклады выплачиваются космонавтам в следующем размере (в месяц): слушатель-космонавт — 3000 рублей, космонавт — 3500 рублей, инструктор-космонавт — 4000 рублей…”

Корреспонденту “МК” удалось пролистать бортовой журнал, который вела во время полета Валентина Терешкова. Вот некоторые записи, сделанные ею на орбите: “Из итоговой записи второго дня полета. Датчики, прикрепленные на щеках, не беспокоят… Жаль, что нет никаких средств для чистки зубов. Нужно сделать зубочистку или специальные конфеты, освежающие полость рта… Чувства угнетения нет, настроение бодрое. В свободное время занимаюсь изучением инструкции по управлению космическим кораблем… Пища вкусная, с аппетитом съела пирожки, пюре, соки, несколько раз пила воду… Сон был глубокий, без сновидений… Занимаюсь расшифровкой фотоснимков. Очень интересно смотреть через лупу на снимки. Хорошо видны замаскированные корабли, аэродром можно определить сразу по взлетной полосе…”

Выставка будет открыта с 9 апреля по 15 мая 2011 года по адресу: Большая Пироговская ул., 17.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах