Подмосковные Электроугли выглядят примерно так же грустно, как звучит их название, особенно это заметно серой весной: постсоветский городок с разваленными заборами, невзрачными хрущевками, полуразрушенной промзоной, где некоторые особо вредные предприятия уже закрыты, а другие еще действуют. Жирную точку в пессимистичной экологической и рекреационной истории города поставили местные власти, выдав разрешение на строительство в границах города нефтяного комплекса.
Нефтебаза примерно в 600 метрах от жилых домов (санзона — 500 метров) начала расти в декабре прошлого года. Как говорят жители, она появилась вместе с новогодними поздравлениями городского главы. Хотя первые общественные слушания прошли еще в 2008 году — тогда горожане единогласно выступили против, а владельцы садовых участков, расположенных недалеко от базы, собрали 5500 подписей семей против строительства. “Дело в том, что в городе очень плохая экологическая ситуация, — рассказала “МК” председатель городского совета общественности Зоя Синебрюхова. — У нас около 200 предприятий, среди них много вредного производства, так что смертность уже превысила рождаемость в два раза, город фактически вымирает. Куда нам нефтебазу еще? Конечно, мы все были резко против”. На тех первых общественных слушаниях, по словам жителей, будущий гендиректор нефтебазы Анатолий Бабков обронил фразу: “А мне сказали, это город дураков, можно и без проектной документации приезжать, и так все проглотят”.
Но “город дураков” взбунтовался, пригласил телевидение, а совет ветеранов отправил обращение властям. Глава области вернул письмо с резолюцией: “Не надо там строить нефтебазу, если жители против!!!”. Тогда же в местной прессе вышла заметка мэра Юрия Бусова с заголовком “Нефтебазы не будет”.
“Мы успокоились и перестали собирать подписи против строительства”, — рассказала “МК” жительница города Галина. Тогда инвестор ЗАО “ТИС-Регион” (структура ГК “Трасса”) начал “работу с населением” и заявил, что собирается строить только автобазу и АЗС с магазином; начали проводиться соответствующие общественные слушания, которые проходили без особых протестных настроений. Но в июле 2010-го на третьи общественные слушания вынесли и забытый проект нефтебазы — той, которую обещали не строить. “Навезли какую-то молодежь из других городов, это точно не были наши местные жители, мы у них спрашивали, — рассказала Зоя Синебрюхова. — Все наши возражения они просто захлопывали”. В результате в июле 2010 года инвестору выдали разрешение на строительство.
“Строят они на территории бывшей техногенной свалки завода «Электроугли», кроме того, там, в округе, — старые торфяные разработки. Если они загорятся и пожар подступит к нефтебазе, она вместе с городом просто взлетит на воздух, нас ничего не спасет!” — рассказал “МК” доктор экономических наук профессор Юрий Разовский, председатель общественной комиссии, которая решала вопрос целесообразности строительства нефтебазы. Он отметил, что пожароопасное место было выбрано из-за удобства: сюда как раз подходит старая ветка железнодорожных путей, что сильно облегчит транспортировку нефтепродуктов. “Перевозить топливо будут также примерно 80 бензовозов, которые расположатся рядом на автобазе. А трассы объездной нет, — говорит Разовский. — Все бензовозы пойдут прямо через город”.
Горожане говорят, что ухудшение экологической ситуации уже можно перевести в цифры: в Электроуглях начала дешеветь недвижимость: “Нам всем залезли в карман. Если мы захотим уехать из этого города, кому мы продадим квартиры? Кто захочет жить рядом с нефтебазой?” Как рассказали “МК” в местном офисе корпорации риелторов “Мегаполис-Сервис”, с Нового года стоимость жилья в городе действительно снизилась примерно на 100-150 тысяч рублей.
Однако глава города считает, что жители не правы. В основном потому, что их совсем мало — по его данным, всего пятеро. “То, что город получил объект второй степени опасности, это, конечно, минус, — сказал “МК” мэр Юрий Бусов. — Но они же принесли и 1,5 млн. земельного налога (бюджет города — 121 млн. руб. — “МК”) и около миллиона заплатили за вырубку просеки под строительство, восстановили в городе парк, ставят детские площадки”. И, по словам господина Бусова, Электроугли все равно всегда будут промышленным городом, а не туристическим, — просто так исторически сложилось. “У нас есть гораздо более опасные производства, алюминий плавят, например, производят серебряные пленки для рентгеновских кабинетов — все это дымит вообще в черте города”, — отметил он. А о той статье, где было обещано нефтебазу не строить, мэр сказал: “Там внизу была маленькая приписочка, что каждый недовольный всегда может обратиться в суд”.
“Жителей беспокоит экология, а нас — благосостояние страны!” — немного взволнованно сказал “МК” будущий гендиректор нефтекомплекса Анатолий Бабков. По его словам, техногенную свалку компания активно расчищает, а нефтебаза будет светлой, чистой и современной, бензиновые пары в атмосферу попадать не будут: их заботливо соберут в холодильные установки, где они вновь станут топливом. А загрязнять атмосферу, по словам господина Бабкова, себе дороже. “В других городах люди дерутся за такие предприятия, как наше, нужно ведь на какие-то деньги разгребать свалки и парки строить!” — считает будущий гендиректор. По его словам, нефтебазу достроят и откроют в середине июня, перед этим покрасив в цвета российского флага (он настаивает, что это совпадение). Хранилище мощностью 360 тыс. тонн в год будет обслуживать 25 АЗС, принадлежащих ГК “Трасса”, которые разбросаны по всей области, но в основном сосредоточены как раз в Ногинском районе и округе. Это второе нефтехранилище, которое строит ГК, первую базу возвели в Мытищах. Она, как сказал Анатолий Бабков, “вообще построена в черте города — и ничего, работает”.
Примечательно, что инвестор, столкнувшись с яростным протестом, все-таки начал предоставлять городу некие компенсации за будущий моральный ущерб (тот же парк и детские площадки), однако упорные жители считают вложения неадекватными подачками. “Звонил мне тут Бабков, говорит: “ой, у вас там вода плохая, давайте мы вам новый водозаборный узел сделаем и вашим именем назовем! — рассказала Зоя Синебрюхова. — Я говорю: “Я не тщеславна, до свидания”. Не хватало, чтобы внуки плевались, как бабушка дешево продалась!”
Кстати, размер компенсационных мер способен разрешить ситуацию — в западных странах таким образом решаются вопросы с множеством протестных строек. Но в нашем случае ничего действительно ценного для города, что примирило бы граждан с нефтебазой, инвестор пока не предложил.
Возможно, потому, что в администрации и дирекции ЗАО “ТИС-Регион” просто не верят бескорыстному упорству индифферентных и терпеливых обычно российских граждан. В потребность нормальной человеческой жизни маленького горожанина, а тем более в борьбу ради такой жизни не верят. (Про то, что право на благоприятные условия жизни просто записано в Конституции, никто вообще не вспоминает, это не модная сейчас книжка.) “Осенью у главы выборы, и весь этот негатив — сезонное обострение”, — объяснил “МК” будущий гендиректор. Забыв, что с 2008 по 2011 год никаких выборов не было.