В первую очередь речь шла об ущемлении прав вынужденных переселенцев, направленных для проживания в этом здании в 1993 г. миграционной службой РФ. Руководство общежития понуждает этих людей (по большей части инвалидов и стариков) оформлять ежегодную регистрацию (как только что прибывших) со всеми вытекающими отсюда проблемами, а именно: с оформлением пенсии, субсидий, льгот и т.п.
Понуждение состоит в ежегодном заключении договора найма специализированного жилого помещения в общежитии ЯТШ. Этот документальный “шедевр” заслуживает отдельного разговора и годится, судите сами, исключительно для заведений строгого режима (о том, что он в принципе неприменим в данном общежитии, упомянем чуть позже). К примеру, один из разделов этого договора, регламентирующий права и обязанности сторон, состоит из 22 пунктов обязанностей и всего 4 позиций прав “нанимателя”. На первой его странице в самом верху отмечено, что договор утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. №42. Мы внимательно изучили все варианты типовых договоров, указанных в этом постановлении, и ничего похожего на то, что подсовывают на подпись обитателям общежития (причем иногда руководство заставляло подписывать договор через суд!), не нашли.
Но и это еще не все! Ежемесячно переселенцам, как, впрочем, и другим постояльцам общежития, вручают квитанции, где величина тарифа за проживание в общежитских комнатушках превышает более чем в два раза действующий по району тариф оплаты жилищных метров (об экономической обоснованности этой величины пока умолчим). Это не имеет ничего общего с положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.11.2000 г. №845. Человек, имеющий подобный статус, не должен платить больше значения тарифа, установленного для населения.
А люди платят, значительная их часть уже не ропщет и смирилась с требованиями коменданта общаги Натальи Кандыбович. Тем более, что рычаг управления переселенцами всегда под рукой — например, можно отрубить непокорным в комнатах свет, настрочить исковые заявления в суд на выселение постояльцев, выдворить родственников, приезжающих навестить стариков, припомнить старые долги, забыв о своих. Представьте, районные суд и прокуратура по большей части встают на сторону руководства общаги в его “нелегком” труде.
Напомню, что героиня нашей прошлогодней публикации — вынужденная переселенка Клавдия Сметанина — вступила в конфликт с руководством общежития еще в 2006 году. Она оплачивала коммунальные платежи только по действующим в районе тарифам для населения, как и должно быть, и, конечно же, отказывалась подписывать упомянутый выше кабальный договор. Руководство общежития закидало суды исковыми заявлениями в отношении Сметаниной, а Клавдия Александровна отбивалась как могла. 28 декабря 2010 г. произошел вопиющий факт — решением судьи Дмитровского городского суда Нагдасева Н.Г. гражданка Сметанина была выселена из общежития ЯТШ на улицу. Согласно ст. 91 ч. 1 ЖК РФ выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения происходит, если оно используется не по назначению, систематически нарушаются права и законные интересы соседей, имеет место бесхозяйственное обращение с жилым помещением, если нарушения ведут за собой разрушение этого помещения. Ни один из указанных пунктов Сметаниной не был нарушен, и в ходе судебного разбирательства этого также не установили. Судья Нагдасев проигнорировал документы, представленные Клавдией Александровной. Но Сметанина сдаваться не намерена.
— Руководство общежития ЯТШ неоднократно заявляло, что общежитие относится к категории специализированного жилого помещения, поэтому постоянная регистрация в нем невозможна. В то же время в паспортах у коменданта Натальи Кандыбович, ее сына, заместителя директора по учебной части Ульянова, стоит штамп, что они прописаны по адресу общежития, — рассказывает “МК” Клавдия Сметанина. — Значит, “избранным” можно все?!
Задача с одним неизвестным
Проще, наверное, найти иголку в стоге сена, чем хотя бы одного “завалящего” учащегося в ГОУ “ЯТШ” и проживающего в связи с этим обстоятельством в общаге. Но, если задаться целью, искать придется долго, для этого нужно будет обойти все 216 комнат, из которых состоит заведение.
— Последнего ученика в этом общежитии я видел 16 лет назад. Он был крановщиком, прибывшим из региона на переподготовку, и прожил здесь не больше недели, — вспоминает Алексей Ганкевич — постоялец общежития, имеющий статус вынужденного переселенца. — Не живут здесь ученики, потому что давно нет учебного процесса. Обучать механизаторов здесь негде и не на чем.
В материале “Механизаторы ушли, махинаторы остались” уже говорилось о том, что в ГОУ “ЯТШ” имеет место имитация учебного процесса. То есть по бумагам общежитие сплошь заполнено учениками, получающими дополнительное спецобразование механизаторов и строителей, а на самом деле?... Помещения общежития сдаются для проживания страждущим, но учеников ГОУ “ЯТШ” среди них нет. Однако проверкой этого факта никто не занимался.
Комиссия не проходила на территорию общежития и не проверяла соответствие имеющейся на руках у руководства этого заведения документации основанию проживания конкретных людей в конкретных комнатах. Хотя нам известен факт несоответствия количества жильцов, указанных в договоре (2 чел.), количеству проживающих в конкретной комнате (3 чел.). К слову, оплата в данном случае взимается по квитанции за троих.
Возможно, подлинную прокурорскую проверку в общежитии ЯТШ инициирует еще один, совершенно недавно открывшийся факт. В феврале нынешнего года обитатели общаги получили на руки квитанции, где в графе “назначение платежа” появилось слово “образование”, а далее, через запятую, — “плата за проживание”. По документам это будет, вероятно, означать, что в яхромскую техшколу внезапно повалили ученики и учебный процесс “пошел” полным ходом. Невероятно, но такие удивительные платежки получили и вынужденные переселенцы. Оказывается, они тоже платят еще и за какое-то обучение. Вы только представьте себе бабушку — божий одуванчик — за штурвалом современного трактора.
Корень зла
Всей этой катавасии могло и не произойти, не случись факта нарушения закона РФ еще в 1998 г. Напомню, что имеется в виду. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №3020-1 “О разграничении государственной собственности в РФ...” объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов, т.е. ГОУ “ЯТШ” должна быть передана в Дмитровский муниципальный район. В этом случае все вынужденные переселенцы получили бы постоянную регистрацию, смогли бы без проблем приватизировать свои жилплощади ижить по-людски. Однако в процессе передачи имущества (ГОУ “ЯТШ”) произошел сбой (скорее всего преднамеренный).
В результате хитроумных передач общежития из одних рук в другие общежитие передано в оперативное управление по договору ГОУ “ЯТШ”, и в нем сегодня царит принцип полного хозяйственного ведения. Заключение договора о закреплении имущества за госпредприятием на праве полного хозяйственного ведения законом не предусмотрено. При отсутствии такого договора, согласно ст. 24 Закона о собственности РФ, Постановления ВАС РФ от 17.09.1992 г. №13, это имущество может быть изъято с последующей передачей в муниципальную собственность.
* * *
Итак, подведем итоги. Вышеизложенное говорит о грубом нарушении законодательства — факте непередачи жилищного имущества в собственность муниципального подразделения. Фактически полное хозяйственное ведение имущества ГОУ “ЯТШ” носит характер злоупотреблений и умаления прав вынужденных переселенцев.
Редакция “МК” просит считать данный материал основанием для обращения в Московскую областную прокуратуру для проведения полной финансовой и экономической проверки деятельности руководства ГОУ “ЯТШ”.