МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Союз пяти держав может быть полезен студенту

Об этом “МК” рассказал декан факультета менеджмента Международного университета Москвы Леонид Григорьев

Глобализация мира уже ни у кого не вызывает сомнения. Молодежь планеты все больше налаживает связи друг с другом. О том, какие страны похожи на нашу, какой их позитивный опыт мы могли бы использовать у себя, “МК” поговорил с экспертом по финансовым и экономическим проблемам БРИКС Леонидом Григорьевым. Он только что вернулся с первой большой экспертной конференции стран-союзников в Пекине.

“МК”: — Леонид Маркович, расскажите, для чего был создан союз 5 стран?

Григорьев: — БРИКС (англ. BRICS) был создан как естественное движение стран, похожих друг на друга. На мой взгляд, это объединение не что иное, как желание увеличить свой вес на арене мировой политики. Пять стран с большими территориями и схожими задачами развития: Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Первая встреча глав четырех государств (еще без Южной Африки) была в 2009 году в Екатеринбурге. В середине апреля она будет в Китае.

Многие в мире считают, что это случайное объединение, потому что уж слишком мы разные. Но много общего: все против вмешательства в дела других держав и вооруженных конфликтов. Например, четыре большие страны воздержались в Совбезе при голосовании по Ливии. Кстати, эти огромные страны, с которыми у России совершенный минимум конфликтов в истории. А вместе, по общим расчетам, экономика мира смещается к нам — еще два-три десятилетия, и ВВП мира сдвинется существенно в БРИКС.

Колоссальные энергоресурсы — у нас, природный потенциал — у Бразилии, людские ресурсы — в Индии и Китае, золото — в Южной Африке. Мы не развитые страны: ближе всего мы с Бразилией, следом — Китай и Индия, потом Африка. При этом у всей пятерки огромное социальное неравенство. Вы скажете: в Китае ведь социализм, да, там ситуация поровнее, но тоже появились миллионеры. А Россия раньше соревновалась с США, но после потери 20 лет развития из-за кризиса теперь мы — чемпион мира по миллиардерам. Вместе эти страны занимают более 25% суши в мире и 40% населения, возможно, через несколько десятилетий будет столько же и доля в ВВП мира.

“МК”: — Мы разные и в то же время похожи. Как нам лучше сотрудничать?

Григорьев: — Есть общие интересы в мировой политике, новой организации мировой финансовой архитектуры. Китай быстро растет и уже стал второй экономикой мира, но при этом “сидит” на угле и не строит атомные станции — мы бы смогли их поставлять. Бразилия — это самая похожая на нас страна: и по типу людей, и по устройству экономики. Образованная часть бразильцев мало чем от нас отличается, хотя намного жизнерадостнее. Но у них сильно бросается в глаза социальное неравенство: состоятельные люди, живущие в Сан-Паулу, отгораживаются от бедняков колючей проволокой, будками с охранниками и высокими заборами. Очень надеюсь, что нас это не ожидает. У нас разрыв между богатыми и бедными тоже заметен, но не так явно, потому что по инерции даже бедные еще прилично образованны. Нам бы не скатиться в ту пучину — если мы будем пренебрегать школой или непрерывно экспериментировать, то это может произойти.

В Южной Африке также еще огромное неравенство и массовая нищета, хотя политическое бесправие черных ушло в прошлое — скорее, наоборот. В Китае и Индии есть развитые регионы, но большинство районов — бедные.

Чтобы обмениваться опытом и вместе развиваться, они и объединились в БРИКС. В России плохо знают другой мир, мы больше интересуемся Европой и США, все больше Китаем и немного Индией. А их историю знаем совсем мало. О Бразилии, кроме кофе и футбола, немного литературы и карнавала в Рио-де-Жанейро, мы ничего не ведаем. А у них там развитый бизнес, мы могли бы с ними эффективно сотрудничать. Студентам советую учить португальский и ехать по обмену в Бразилию — это перспективно.

“МК”: — А в МУМе есть возможность стажировок за рубежом?

Григорьев: — Мы координируем работу с вузами ЕС — даже сертифицированы по стандартам ЕС. Так ведут себя все страны БРИКС. Так что мы уже по сути координированы с университетами Бразилии. У нас пока больше ездят в США, Англию, готовим серьезную программу с Ирландией, посылаем студентов в Японию. Теперь начинаем сотрудничество с университетами стран БРИКС. Учиться, конечно, будет нелегко.

Уже сейчас российские менеджеры работают с Китаем, начинают с Бразилией и с Южной Африкой — там есть товары для нас. А Россия сможет предложить свои вертолеты, атомные станции и многое другое.

В головах людей понятие профессии менеджера часто размыто: многие должности называют так. Не надо путать менеджера как должность и менеджера как образование или способности. Менеджеры — это организаторы производственных и управленческих процессов. Чтобы это делать, нужно изучить модели управления, психологические и культурные аспекты, финансы, нужно уметь руководить людьми. Мы готовим студентов к работе с компаниями и рынками не только развитых стран, но и стран БРИКС.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах