Как ранее писал МК, на прошлой неделе работники Красногвардейского рынка, отчаявшись получить хоть какой-то ответ от местных властей, пришли в мэрию, требуя встречи с Сергеем Собяниным. Однако вместо градоначальника к ним вышел Михаил Орлов, которому арендаторы сообщили о своих проблемах и попросили вернуть им работу. Глава Департамента торговли и услуг пообещал разобраться в ситуации до конца недели и даже решил приехать на место, чтобы лично осмотреть закрытый объект и пообщаться с людьми. Поэтому его ждали…
Красногвардейский рынок растянулся от метро по Ореховому бульвару. Идем вдоль опустевших палаток с участницей инициативной группы Мариной Матвеевой, она рассказывает последние новости:
- Представляете, до чего дошли: «натаскивают» людей, чтобы помешать нам провести встречу. У нас есть запись с диктофона, где глава управы Титов дает инструктаж. «Вы прохаживайтесь, как пешеходы, не привлекайте к себе внимания, а как только увидите камеры, сразу говорите туда: нам этот рынок не нужен, он всем мешал!» Но мы-то всех «шпионов» знаем в лицо, они тут уже с самого утра прохаживаются…
На входе в рынок – живое заграждение из людей. В основном, женщин. В ворота, которые недавно пытались завалить тяжелой арматурой по распоряжению руководства управы, просто так не войдешь.
- А вы кто такая? – сразу спрашивают меня. Я чуть зазевалась и потеряла из виду свою «проводницу».
- Да журналист я, о ваших проблемах пишу.
- Точно? Ну-ка, документы покажите! А то много тут всяких ходит, вынюхивает…
- Да-да, в прошлый раз прошли какие-то шпионы и кричали из толпы, что нам этот рынок не нужен!
Да, остается только посочувствовать людям, которых довели до такой подозрительности. Мне же тем временем совсем не смешно – пропускать меня решительно не собираются. Даже комплексный досмотр предлагают провести. К счастью, на помощь приходит Марина.
- Вы уж извините, что так все сложно. Но люди, правда, после всех этих случаев с арматурой и прочим всего опасаются. А мы очень хотим, чтобы власть нас услышала. Не тех, кто по просьбе управы кричит, что рынок плохой, а нас, арендаторов, людей, которым нужно кормить свои семьи. Ведь все это преподносится так, как будто мы и не пострадали. Пишут: торговцы совсем обнаглели, так им и надо! А вы спросите местных жителей, как они к этому закрытию относятся? Да к нам каждый день приходят покупатели и так удивляются, что ничего не работает, расстраиваются…
Подобные монологи, действительно, периодически возникают в толпе. Бойкий дедушка даже начинает «говорить на камеру»: «Я пенсионер, всю жизнь здесь отоваривался. Потому что близко и недорого. А сейчас мне куда ходить? В эти торговые центры, где все втридорога?»
- Правильно! – подхватывает пожилая женщина. – Мы уже привыкли, здесь все и всех знаешь, а там неизвестно что еще подсунут!
«Вражеских голосов пока не слышно»…
Мы с Мариной Матвеевой проходим на территорию рынка, в штаб. Еще недавно здесь была мастерская по ремонту одежды, а теперь в окружении манекенов и швейных принадлежностей решаются вопросы почти государственной важности.
- Вы извините, что темно, - говорит Марина. – Нас же обесточили. И отопления нет. Вот печку принесли, греемся, пока письма пишем во все инстанции и совещаемся, как действовать дальше.
Спрашиваю: что ждете от встречи с Орловым?
- Будем просить его пересмотреть решение о закрытии рынка и хотим обратить внимание на отношение к нам местных властей. Диктофонную запись обязательно дадим прослушать. Даже расшифровку в печатном виде подготовили…
Звонит мобильный. Приехал!
Первым делом долгожданный гость решает осмотреть сам рынок. За ним тут же устремляется толпа. Причем не только из арендаторов. Слышу, как кто-то кричит: «А эти-то, из управы, тут зачем? Кто их пропустил? Не давайте им ничего сказать!»
Пройдясь по пустынным рядам, где из живых душ – лишь облезлая сонная собака, г-н Орлов идет в «штаб». Там ему торжественно вручают «компромат», просят послушать прямо на месте. Но Михаил Олегович решает отложить на потом, ссылается на то, что плохо слышно. По этой же причине предлагает всем переместиться в управу и «за нормальным столом обсудить все в спокойной обстановке».
Люди эту идею воспринимают без особого энтузиазма: «Опять там все без нас решат! Что толку-то с ними совещаться?» Но глава департамента поясняет, что на встрече могут и должны присутствовать жители района и предприниматели, чтобы каждый мог озвучить свою позицию.
Впрочем, позиции начинают озвучивать уже на выходе из рынка. В едином порыве толпа – а это навскидку человек 300 – вдруг останавливается, перегородив Ореховый бульвар, и люди наперебой принимаются рассказывать свои истории. Оно и понятно, на официально-деловую встречу без эмоций в данном случае вряд ли можно было рассчитывать. Уж слишком ситуация болезненная.
Арендаторы окружают Михаила Орлова. Близко нам. Пришлым, подойти нереально – борьба со шпионами все еще идет. Поэтому слышу лишь обрывки историй.
- Посмотрите на эту женщину. Она раньше работала на Черкизовском. Его закрыли. Перешла в «Косино-Плаза». И его закрыли. Пришла к нам – и опять… Вот что ей делать? Где взять деньги на аренду нового места?
- Да мы тут все такие! Здесь нам разрешали платить арендные в рассрочку, четыре раза в месяц. Всего выходило 34 тысячи. А в торговых центрах, куда нас хотят запихнуть, минимум, 150!
- При этом надо заплатить за первый и последний месяц сразу и еще «входные». А мы на грани банкротства! И все почти – люди пенсионного и предпенсионного возраста. Куда нас возьмут? Мы 17 лет здесь трудились…
Пока толпа идет до метро, останавливаются еще пару раз. Все новые и новые люди хотят поведать главе департамента свои такие разные, но такие одинаковые истории.
Встреча в управе длится несколько часов, но никаких конкретных решений по-прежнему не принято. Хотя люди очень верят, что их долгожданного гостя ситуация с рынком заинтересовала. Решение вопроса опять откладывается. Неизменным остается лишь то, что 22 марта арендаторы выйдут на митинг по проблемам мелкорозничной торговли. Который пройдет на Пушкинской площади.