Любители горячей бани даже закрывали заслонку печи, хлеща себя березовым веником.
О бане упоминается в устном народном творчестве еще тогда, когда даже не было письменности.
Бани были настолько важны для наших предков, что даже в договоре с Византией в 907 году было специально оговорено, что русские послы в Константинополе могут посещать бани в любое время.
Долгое время баня на Руси не была разделена. В общественных банях парились вместе, невзирая на пол и возраст. Первые попытки развести купальщиков по разным помещениям были предприняты при Иване Грозном.
Любовь русского человека к крепкому пару поражала воображение многих иностранцев. Издавна играя важную роль в быту русского человека, баня находила свое место не только в каждом зажиточном доме, но почти у всех бедных людей. Стало традицией лечить баней многие болезни. С посещением бани связаны многие русские традиции: баня для молодоженов после первой брачной ночи; баня с дороги; баня при хвори и т.д. Считалось даже, что если больному не помогла баня, то ему уже ничто не поможет.
В баню как в оперу!
Со временем появились и сверхроскошные бани. Над их проектами работали знаменитые архитекторы Ж.-Б.Леблон, В.Растрелли. Но самые замечательные бани выстроил под Петербургом, в Царском Селе, Чарльз Камерон. Это был целый архитектурный комплекс, с павильоном Холодных бань и Агатовыми комнатами. В XIX веке “домашние” бани появились в закрытых женских учебных заведениях, в военных училищах, в тюрьмах.
В банях трудились банщики, приказчики, кассиры и чернорабочие. Все они входили в банные артели. Артель располагала общей кассой, из которой посетителю выплачивали деньги в случае пропажи его одежды. На деньги из кассы члены артели покупали квас и пиво для посетителей, мочало для мочалок, суконки, мыло, простыни, сырые яйца для тех, кто имел обыкновение использовать их для мытья головы.
Историк Петербурга К.Веселовский заметил: “Для простолюдина баня — и удовольствие, и потребность. Он идет в нее... точно так же, как люди иного образования идут в оперу”.
В начале XIX века в Москве было уже 1500 частных и 70 казенных бань. В начале ХХ века при каждой больнице и лечебнице имелась парная баня, которую прописывали больным, страдающим ревматизмом, подагрой, водянкой, ожирением и т.д.
Поминают бани и классики. У А.П.Чехова есть рассказ, который так и называется — “В бане”. В бани заходили герои произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина “Дневник провинциала в Петербурге” и Н.А.Лейкина “Шуты гороховые”. Восторженно относился к русской бане Федор Шаляпин. Благодатным жаром бани наслаждались Лев Толстой, Пушкин и Менделеев. Не мыслил себя без русской бани великий Петр I. Русский полководец Суворов выдерживал в бане “ужасный жар”, после чего на него выливали ведер десять холодной воды.
Привет, немытая Россия
— С утра иду на колодец, ходить приходится дважды, много унести воды не могу, — рассказала технологию мытья Валентина Кузьминична из Рузского района. — Потом грею ведро на газу, разбавляю пополам с холодной в корыте, ковшиком зачерпываю и лью на голову над тазиком, который стоит на скамейке, на кухне. Сама я тоже стою в тазу. Конечно, половина воды попадает на пол, потом приходится убирать. Да и помыться таким образом сложновато. На процедуру уходит весь день.
Основная часть муниципальных бань просто закрылась, часть преобразовались в сауны с девочками по вызову, а те единицы, что еще пытаются нести функцию наведения чистоты тела среди населения, работают уже не за 15 копеек, а за 150 рэ в лучшем случае.
В нынешних банях, как старых, так и новых, не увидишь ни “роскошной отделки”, ни фонтанов, зато всякий может лицезреть облупившиеся стены, сломанные краны и шныряющих по полу тараканов. Многие, впрочем, закрывают глаза на эти “неудобства”, ибо ходят в баню потому, что им элементарно негде помыться.
Первая крупнейшая общественная баня, например, в подмосковном городе Раменское была построена в 1850 году братьями-фабрикантами Малютиными для работников местной текстильной фабрики. Одно крыло занимала Дворянская баня для инженеров и управляющих фабрикой, другое крыло принадлежало общественным баням с мужским и женским отделениями. В 2003 году историческая постройка была полностью реконструирована и надстроена еще тремя этажами. В настоящее время легендарные Раменские бани — часть развлекательного комплекса, предоставляющего гостям набор дорогих услуг: ресторан, суши-бар, спорт-бар, интернет-кафе, турецкий хаммам, SPA-салон, фитнес-клуб, которые простым жителям города не по карману. Такая же ситуация с баней и в Дрезне, и во многих подмосковных городах.
Между тем
<p>Баня — это самый массовый и доступный путь к здоровью нации, ибо она оказывает влияние на весь организм. В парильне почти полностью прекращается теплоотдача тела, его температура повышается до 38—39°, в результате чего в организме усиливаются окислительные процессы, повышается обмен веществ. Интенсивное выделение пота способствует выведению из организма конечных продуктов обмена веществ, облегчает работу почек. Под влиянием высокой температуры воздуха расширенные кожные капилляры переполняются кровью, которая отвлекается от внутренних органов, что способствует устранению застойных явлений и улучшению кровообращения. У здоровых молодых людей переменное действие тепла и холода, сопровождающееся расширением и сужением кожных капилляров, положительно сказывается на кровяном давлении и деятельности сердца.</p>— Нашу баню закрыли якобы на ремонт, — делится наболевшим Раиса Ивановна Ефремова из Егорьевска, — а на самом деле продали частному предпринимателю. Вместо бани он собирается открыть медицинский центр и мясной магазин, поскольку у него своя ферма. Все это хорошо, но нам бы помыться. В том виде, в каком баня была, она устраивала всех, а то что она обветшала, так следить надо, ремонтировать вовремя. Деятельностью нового баневладельца заинтересовалась прокуратура, но нам от этого не легче, поскольку пока суд да дело — жители города зарастают грязью. Скоро вши появятся, как в войну…
Кстати, на время ремонта в Егорьевске должна была открыться так называемая Хлудовская муниципальная баня, но обещанного, как известно, три года ждут.
В Голицыне от бани в Банном переулке осталось только название последнего. В Можайске баня работает по своему собственному расписанию, зависящему от котельной, в которую регулярно прекращают подачу пара за долги. В Рузе муниципальных бань не осталось. Не работают эти заведения в Тучкове и Дорохове.
— Раньше в нашем районе бани были на каждой центральной усадьбе, — рассказал житель села Покровское Рузского района Петр Иванович Скворцов. — За последние годы осталось только две — в Колюбакине и в Покровском. Но и их закрыли в прошлом году. Ближайшая баня в Ново-Петровском, Истринский район, это 23 километра от Покровского. В Рузском районе как таковой бани нет, есть сауны в городе, но они старикам не по карману. Раньше баня стоила 50 рублей для школьников и пенсионеров, для всех прочих — 120. Конечно, в связи с кризисом можно и добавить. Например, 150—170 полный билет и 70—80 льготный.
Баня, не считая двух баров, была, можно сказать, единственным культурным заведением в Покровском. По субботам регулярно в нее ходили около 80 мужиков, Скворцов берется даже всех по фамилиям перечислить — настолько сплоченный коллектив. В пятницу мыться приходили женщины — тоже немало, человек 40. Иногда заходят больные — в поселении три больницы. И даже десяток человек приезжали из Рузы — уж больно пар был хорош...
Скворцов — инженер, техник сооружений, говорит, что ремонт бани — только повод, чтобы ее закрыть. По мнению Петра Ивановича, здание в прекрасном состоянии — еще пользоваться и пользоваться. Как предполагают местные жители, баню закрыли из-за земли, на которой она стоит. Сейчас втихаря разрушат, а потом на этом месте появится коттедж. Речка рядом, коммуникации все есть.
На ведущийся ремонт мы поехали взглянуть своими глазами. Пока искали баню, выслушали массу жалоб от местных жителей — в поселке с населением около 2 тысяч воду в доме имеет лишь половина, да и то в основном только холодную. Снег вокруг зелененького здания лежит нетронутый, выше колена, на двери заржавел замок. Топили баню углем, но где он... Полазав вокруг, не нашла даже места для хранения, говорят, продали “налево”. Никаких работ здесь явно не ведется. Хотя глава администрации сельского поселения обещал баню открыть еще в ноябре.
Как тут людям не поминать с благодарностью советские банно-прачечные времена. Еще в 20-м году Ленин издал специальный декрет “Об обеспечении населения республик банями”. В 1931 году в Ленинграде, к примеру, работала 51 баня, причем многим из них было более ста лет. В 1934 году на архитектурном факультете Академии художеств в Ленинграде приступили к проектированию “нового типа бани по образцу римских терм”. Правда, затем архитекторы быстро пришли к мысли об обыкновенной типовой бане, тем более что на одно банное место в том же году претендовали 134 человека, а это означало, что каждый житель города мог осуществить лишь 15 помывок в год.
Вот что написано в Большой Советской энциклопедии: “Строительство бань в СССР велось по типовым проектам на 50—300 мест для городов и 10—50 мест для поселков городского типа и сельских местностей. Нормы площади бань определяют из расчета на 1 место: гардероб с вестибюлем 0,35 кв. м, ожидально-остывочные 0,75 кв. м, раздевальни-одевальни 1,3—1,4 кв. м, мыльни 2,25—2,40 кв. м, душевые 3,5 кв. м, парильни 6 кв. м. Расход воды в бане на 1 моющегося не менее 150 л, на душевую установку 400—600 л/чел., на ванну с душем 550 л/чел.”.
Сегодня для жителей, живущих вне больших городов, особенно в сельской местности, мало что изменилось с советских времен. Отсутствие в домах центральных воды, газа и канализации — удел миллионов в нашей немытой России, а потребность в общественных банях очень актуальна.
Мы начали искать того, кто по долгу службы должен заботиться о чистоте населения. Трубы, котельные, пар — все, казалось бы, находится в ведомстве ЖКХ, но в областном министерстве от бань отмахиваются обеими руками, говорят, что передали это сложное дело Министерству потребительского рынка. В нем признают, что бани относятся к отделу “Услуги”, но относятся так недавно, что ими еще никто не занимался, статистику не ведут, и вообще, согласно 131-му закону, все бытовые вопросы переданы на откуп местного самоуправления. Городские и районные власти в свою очередь утверждают, что банное дело убыточное, финансов в местных бюджетах на него нет, а главное — это никому не надо. А русские традиции — это теперь для избранных и богатых. Народ тут ни при чем.