Напомним, что черная полоса началась для дельфинов и их почитателей весной 2009 года, когда дельфинарий захватили рейдеры. Больше года животные находились в руках непрофессионалов, в результате чего четверо из них: дельфины Байкал, Коля, Патра, моржиха Алина погибли, а белуха Егор долго болел. Только в мае прошлого года настоящие владельцы, отстояв в суде свои права, вновь воссоединились с уцелевшими питомцами, как вновь грянул гром — им отказали в продлении аренды.
— Бассейны, которые мы арендовали, являются муниципальной собственностью, — поясняет гендиректор ООО “Утришский дельфинарий” Лев Мухаметов. — И после 1 августа 2010 года (в нарушение договора аренды, который действовал до 31 декабря 2010 года) мы должны были, по требованию чиновников, эвакуироваться из арендуемых бассейнов. Их якобы не хватало для спортсменов. К тому же нам в вину ставился долг по аренде. Мы объясняли чиновникам: мы же только освободились от рейдеров, которые не оплачивали счета, дайте нам немного поработать, встать на ноги, и мы покроем все долги. Но нас и слушать не желали, мало того, придумали новый повод для нашего выселения — аварийность здания (хотя до ноября об этом не было ни слова). В общем, со 2 ноября нам однозначно запретили проводить шоу с дельфинами.
— А что подтверждало аварийность здания?
— Ничего. Речь шла только об усилении некоторых конструкций. Что же касается той части комплекса, которую занимает дельфинарий, согласно обследованию здания еще в 2009 году, профилактического ремонта требовали только обходные дорожки (бортики), с которых в некоторых местах отлетела плитка. То есть мы имели право собирать зрителей и давать представления. Единственное, от чего мы вполне могли бы отказаться до проведения ремонта, так это от фотографирования зрителей с дельфинами на тех самых бортиках.
С этого места начинается самое интересное. Специализированная мастерская в 2009 году представляет солидный отчет, в котором сказано, что здание на Мироновской работоспособно, за исключением пяти мест, которые требуют профилактического ремонта. Помимо обходных дорожек “дельфиньего” бассейна речь шла об усилении конструкции двух бассейнов на первом этаже, в которых обучались плаванию маленькие дети. Но в отчете особо подчеркивалось, что об аварийности здания речи не идет. Однако именно аварийностью сегодня чиновники мотивируют необходимость срочного освобождения дельфинария от животных, а заодно и от детей.
— Мы были в шоке: детей просто выставили вон. За один день повесили объявление, что спортивные занятия прекращаются, объяснений — ноль, — возмущается мама одного из юных пловцов Полина. — Поговаривают, как бы под маркой реконструкции здания его не снесли совсем, чтобы на его месте построить жилой дом.
За комментарием мы обратились к директору Московского центра водного спорта Юрию Каюрову.
— На сегодняшний день дельфинарий должен городу 28 млн. рублей, — констатирует Каюров. — Они не платят, однако продолжают пользоваться всеми коммуникациями. Это одна сторона проблемы. Вторая заключается в том, что здание, согласно выводам Мосжилинспекции, действительно требует капремонта. Если завтра оно обрушится на головы детей, кто будет отвечать? Я.
— Но ведь ремонту подлежат только детские бассейны, расположенные на первом этаже...
В ответ на это Каюров показывает мне письмо и.о. начальника Мосжилинспекции В.И.Объедкова руководителю Департамента имущества города Москвы Сергуниной. В нем говорится: “...согласно техническому заключению, выполненному в 2009 году, состояние некоторых несущих конструкций на участках обходных дорожек главного бассейна, который арендует ООО “Утришский дельфинарий”, и бассейнов №6 и №7 оценивается как недопустимое. В связи с чем эксплуатация бассейнов невозможна до проведения работ по усилению конструкции”.
— Вы бы повели своего ребенка в бассейн, зная, что там может в любую минуту обвалиться одна из стен? — припер меня к стене Каюров. — Вот отремонтируем здание, тогда пускай занимаются на здоровье, и никакое жилье мы тут строить не собираемся.
— А что будет с дельфинарием?
— С ним мы расстанемся.
Выходит, одни, ссылаясь на ООО “Техномониторниг”, говорят о том, что все не так уж и страшно, поправимо и не стоит никого выселять, другие, опираясь на те же самые выводы “Техномониторинга”, бьют нешуточную тревогу. Кому верить в данной ситуации?
И вот что еще показалось странным: выводы “Техномониторинга” о недопустимом состоянии кирпичных столбов и перекрытий водного комплекса были сделаны еще в 2009 году. Но тогда почему-то никто из ответственных за состояние бассейна лиц даже не заикнулся о выселении из бассейнов детей с дельфинами. Проблема неожиданно стала острой только сейчас! Нынешний директор МОЦВС винит в проволочках с ремонтом своего предшественника. Хорошо, а куда больше года смотрели чиновники? Ведь бедные дети все это время подвергались опасности “обрушения стен”! Увы, похоже, на самом деле о детях никто не печется, просто они попали в имущественный переплет вместе с дельфинами.
— За 17 лет аренды помещения, — говорит директор дельфинария Лев Мухаметов, — мы исправно платили арендную плату, выполняли все предписания по ремонту. За свой счет целиком отремонтировали крышу, заменили стекла, систему водоочистки... Да и сейчас готовы взять на себя даже ремонт здания. Так чем же мы заслужили такое недоверие? А эвакуироваться нам попросту некуда. Кстати, на днях нам даже порывались отключить электричество, однако энергосеть отказалась вот так запросто губить невинных животных...
— В каком состоянии сейчас находятся дельфины, им хватает еды?
— Еды им пока хватает, мы тянем как можем, из последних сил, тренеры, когда надо, жертвуют своими зарплатами, ведь на день одному животному требуется 20 килограммов рыбы, причем не самых дешевых пород. До 1 марта нам немного помогали зарабатывать Марта и Омега — единственные дельфины, которым разрешалось плавать с частными посетителями. Однако с первого дня весны мы прекратили проводить и такие сеансы.
— А другие животные “сидят без дела”?
— У нас сейчас 6 афалин, 2 белухи, 2 сивуча, котик и морж. Всех их мы ежедневно тренируем, чтобы они не теряли своей формы. Но, что там говорить, конечно, им не хватает детского смеха, аплодисментов. Моржиха Василиса от нечего делать научилась мордой открывать защелку...
— Как обстоят дела с дельфинотерапией?
— Терапевтические занятия с дельфинами также прекращены с 1 марта. По настоянию руководства МОЦВС мы вынуждены отказывать больным детям. Многих родители привозят их из глубинки за сотни верст, ничего не зная о наших проблемах. Плавание с дельфинами было для них последней надеждой подлечить деток... А ведь наш центр лечебного плаванья мог бы стать для всех москвичей настоящей отдушиной в наше непростое время. Только один сеанс общения с нашими животными приводит человека в нормальное состояние после тяжелых катастроф, аварий, потери близких.
— По-вашему, чем вызвано нежелание продлевать с вами договор аренды?
— Трудно сказать. Единственное логичное объяснение всему — это перевод рентабельного ГУП МОЦВС на бюджетное финансирование. А для этого надо искусственно ухудшить настоящее финансовое положение. Нельзя также исключать какие-то договоренности с рейдерской группой.
О том, что на самом деле аварийность здания на Мироновской заключается по большей части в сознании чиновников, говорят и представленные ими документы. В них, даже на первый взгляд, много нестыковок. Так, у обеих сторон есть акт осмотра здания Мосжилинспекцией от 22 сентября 2010 года (который опирается на заключение ООО “Техномониторинг” от 2009-го). В нем нет ни слова об обходных дорожках вокруг бассейна, в котором плавают дельфины. Но в акте, составленном уже 18 октября 2010 года (он имеется только у МОЦВС), неожиданно появляется новый пункт о необходимости закрытия доступа на бортики главного бассейна. Они что, пришли в негодность меньше чем за месяц?
Под всеми представленными нам актами стоят подписи ответственных за устранение недостатков лиц. Руководителей дельфинария среди них нет, а значит, и ремонтом должны были заниматься сами сотрудники Центра водного спорта, к примеру, в лице зам. главного инженера МОЦВС М.Кузина. Получается, что они выселяют арендаторов из-за своих же старых недоделок?
И самое смешное, что в акте осмотра от 18 октября стоит срок устранения — 19.10.2010, то есть усиление колонн под детскими бассейнами №6 и №7, под детской раздевалкой и под спортзалом должно было произойти всего за сутки?
Пока руководство дельфинария вместе с президентом Российской академии наук Юрием Осиповым пишет письма в ту же Мосжилинспекцию, мэру Москвы Сергею Собянину. В частности, они просят помочь сохранить дельфинарий в Москве либо по старому адресу, на Мироновской, 27, стр. 1, либо построить для него здание на Вешняковской улице, где несколько лет назад под это уже выделялся участок, да потом все заглохло. Интересные предложения появились и в интернет-пространстве. Болеющие за дельфинарий блогеры предлагают москвичам брать опеку над конкретными дельфинами.