Наши власти с завидной последовательностью ведут войну с бездомными кошками и собаками. Стерилизация четвероногих бомжиков и возвращение их в среду обитания кажутся иным представителям властей слишком гуманными мерами. Зачем возиться с ничейными животными и регулировать их численность, когда можно решить вопрос радикально путем зачистки? И чиновники то придумывают правило о безвозвратном отлове в приюты, то сочиняют регламент, предписывающий уничтожение калек, престарелых и больных животных. Если бы такой порядок был введен, владельцы потеряшек, подпадавших под категорию “брак”, никогда не смогли бы отыскать следы своих домашних любимцев.
Но каждый раз на защиту бесправных четвероногих москвичей становятся люди, которым небезразлична судьба меньших братьев.
Сейчас предпринимается очередная попытка убрать из столицы бесхозных кошек и собак. Идея впечатляет: выловить всю живность и депортировать ее в Ярославскую область, где планируется открыть мегаприют, рассчитанный на десятки тысяч животных. Что из этого выйдет, страшно себе представить. Если даже в столичных муниципальных приютах собаки умирают от голода и холода, а волонтеров едва пускают на порог, то вдали от Москвы произойдет массовый мор.
— Нервы уже не выдерживают, — сказал на состоявшейся по этому поводу пресс-конференции народный артист России Евгений Миронов, член Общественного совета при Департаменте ЖКХ и благоустройства. — Это новое проявление агрессии против животных. Большая часть собак даже не доедет до пункта назначения, они умрут во время транспортировки. Единственный гуманный способ — это стерилизация и возвращение кошек и собак на прежнее место. Нам обещали, что наши предложения будут учтены, но доверия это пока не внушает.
Участники пресс-конференции говорили о том, что в московских приютах сложилась драматическая ситуация. Там практически не осталось ни больных, ни старых, ни покалеченных зверей. Такое отношение к животным в обществе — тревожный маркер.
По мнению Артема Зверева, главного ветеринарного врача фонда защиты животных “БИМ”, проект массовой депортации утопичен. Прежде чем перевозить животных в другую область, их надо поместить на карантин для обследования, но условий для этого нет. Значит, мегаприют превратится в инкубатор для новых мутирующих вирусов.
Сегодня численность бездомных собак в столице оценивается в 26 тысяч. Причина такого количества бездомных животных в том, что в стране не контролируют их разведение, убеждена президент центра защиты прав животных Ирина Новожилова. У нас до сих пор не принят закон о животных, у которого много противников.
— Если даже все поголовье отправить за 101-й километр, все вернется на круги своя уже через год. Когда в Москве образуются незанятые ниши, их тут же займут новые стаи, не встроенные в иерархию, агрессивные, — считает эколог Григорий Вильчек. — В экстремальной ситуации любая популяция дает всплеск рождаемости в два-три раза. Около восьми лет назад в Стамбуле предпринимали такую попытку. Собак отловили гуманным способом и вывезли за 100 километров. Через несколько недель город заполонили их собратья — не привитые, не стерилизованные, дикие.
Живой урожай мы получаем два раза в год — осенью и весной. В это время к дверям приютов “сердобольные” москвичи подбрасывают коробки с котятами и щенками, чтобы о них позаботились чужие добрые руки. Получается, мы сами плодим бездомных животных. Если в Италии человек выбросит на улицу собаку или кошку, его оштрафуют на 10 тысяч евро, в Германии нерадивому хозяину придется раскошелиться уже на 25 тысяч. И только у нас полная безнаказанность.
— Собаки нам даны для того, чтобы мы знали, что на свете есть верность, — сказал композитор Григорий Гладков. — Они никогда не предадут. И людям надо у них этому поучиться.