Боевая техника прошлась по восьми фирмам
Эта история выглядит на грани фола. Самолеты, фактическая стоимость которых составляет сотни миллионов рублей, были проданы по 147 рублей за машину. Теоретически обладателем сверхскоростного истребителя мог бы стать любой школьник, если в его копилке была собрана необходимая сумма. На деле «сделку века» прокрутил один из высокопоставленных нижегородских чиновников.
Проданные по дешевке истребители находились на ответственном хранении на нижегородском оборонном предприятии ОАО «НАЗ «Сокол». Решение, что сверхштатные истребители-перехватчики МиГ-31 будут законсервированы на нашем «Соколе» было принято руководством военно-воздушных сил страны. Еще в 2003 году в связи с реорганизацией ВВС.
Об этом тогда журналистам сообщил главком ВВС России генерал-полковник Владимир Михайлов:
- Я встречался с генеральным директором Нижегородского авиазавода «Сокол» и договорился, что мы перегоним на завод перехватчики МиГ-31, чтобы они никогда не оказались под разделкой на металлолом.
- Эти самолеты будут нашим мобилизационным резервом, — цитировали тогда слова главкома многие издания, ссылаясь на газету «Красная звезда», в интервью которой подробно обсуждалась эта тема. - Перехватчики МиГ-31 будут находиться законсервированными в условиях завода, на котором они производились. В случае необходимости мы их мгновенно можем посмотреть, оценить техническое состояние, что надо восстановить и направить в бой.
Вполне возможно, что попавшие в нижегородскую криминальную хронику самолеты были как раз из числа находившихся на боевом хранении.
Справка "МК"
<p>МиГ-31 (по кодификации НАТО Foxhound — «Лисья гончая») — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия. Разработан в ОКБ-156 (ныне ОАО "РСК МиГ"). Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. Главный конструктор Глеб Лозино-Лозинский.</p> <p>МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на малых, предельно малых, средних и больших высотах днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также тепловых ловушек. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800—900 км.</p>Пресс-секретарь авиационного завода «Сокол» Игорь Черниченко подтвердил «МК в Нижнем» информацию, что проданные «Росрезервом» самолеты действительно просто находились у них на хранении. Но были ли это те самые самолеты, о которых говорил главком, сказать затруднился. При этом подчеркнул, что истребители именно хранились, а не принадлежали авиационному заводу. Госимуществом у нас в стране распоряжается «Росрезерв».
Самолеты ждали «своего часа» в разобранном виде: планеры - отдельно, вооружение и бортовое оборудование - отдельно. В любой момент «начинку» можно было быстро установить на место.
О том, что на предприятии имеются эти боевые машины, узнал сотрудник отдела мобилизационных резервов Управления Росрезерва по Приволжскому федеральному округу Андрей Силяков.
И тогда, как следует из материалов уголовного дела, предприимчивый чиновник решает провернуть следующую аферу.
- Он узнает, что самолеты находятся в перечне имущества подготовленного к разбронированию, и то, что они значатся там под цифровыми индексами, а не как самолеты. И решает этим воспользоваться, - поясняет «МК» подробности махинации прокурор отдела гособвинителей областной прокуратуры Денис Кузнецов. – И устанавливает неприметную сумму. Абсолютно уверенный в том, что в перечне, состоящем из нескольких тысяч наименований, какой-то лот с «полуфабрикатами» с завода за 147 рублей где-то в конце списка, вряд ли привлечет чье-то внимание.
После этого, добивается от оценщика, чтобы тот указал в отчете об оценке стоимость 1 самолета - 147 рублей. Последнего столь незначительная цена за самолеты почему-то тоже не насторожила и он ее подтверждает. Позже, в суде, оценщик просто разведет руками. Скажет, что халатно отнесся к своей работе, даже не выходил оценивать этот лот. И на самом деле знать не знал, что за 147 рублей «уходят» боевые истребители.
Одобренная цена была выставлена на торгах, как стартовая. Она же и окончательная. Четыре фюзеляжа самолетов были куплены одной из дружественных фирм подсудимого.
- Затем самолеты были перепроданы еще через восемь фирм, чтобы окончательно «замести следы», - продолжает гособвинитель Денис Кузнецов. – Пока, наконец, не были приобретены фирмой «Главснабресурс», принадлежащей жене подсудимого.
После этого, господин Силяков предлагает заводу «Сокол» приобрести у него эти самолеты, но уже по цене 800 тысяч рублей за машину. Сделка состоялась. Деньги были получены и обналичены на счетах «Главснабресурса». А затем потрачены на личные нужды.
Незаконная продажа истребителей была обнаружена спустя месяцы во время проверки, проводимой прокуратурой, совместно с ФСБ.
Было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество, совершенное в особо крупных размерах».
Расследованием этого громкого преступления занимались следователи по особо важным делам СУ СКР по Нижегородской области. Им удалось распутать клубок махинаций. По бумагам, боевые истребители успели побывать даже в других регионах. В реальности всегда оставались на территории завода. Очень быстро была установлена и личность продавца. Однако ни во время следствия, ни на суде чиновник не признавал своей вины. Говорил, что не знал, что содержит в себе этот лот, и вообще не принимал решения о продаже самолетов.
Спустя некоторое время в отношении чиновника было выдвинуто еще одно обвинение. Как установили следователи, примерно по такой же схеме ушлый госслужащий торговал мазутом.
Будучи к тому времени уже начальником отдела нефтепродуктов Росрезерва по ПФО Андрей Силяков должен был провести конкурс на покупку мазута. Топливо хранилось на Автозаводской ТЭЦ, его качество соответствовало ГОСТ. У него появились, правда, некоторые недостатки при хранении и подсудимый решает на этом хорошенько подзаработать.
- У мазута были превышены показатели по содержанию воды, однако их легко можно было исправить и на качестве продукта это не отражалось, - говорит прокурор Денис Кузнецов. – Подсудимый же заверяет свое начальство, что мазут низкого качества и продать его можно лишь по 2 тысячи 200 рублей за тонну, в то время, как цена подобного мазута на рынке колебалась в районе 13 тысяч рублей за тонну. Для подтверждения своих слов он представляет отчет об оценке того же оценщика, что и оценивал самолеты. После этого назначается конкурс, на котором побеждает фирма его друга, зарегистрированная по адресу матери подсудимого. Мазут они продают уже по 6 тысяч рублей за тонну. В итоге бюджету страны снова нанесен существенный урон.
В общей сложности своими махинациями мошенник нанес ущерб государственной казне в размере 1 миллиард 300 миллионов рублей.
Вместо приговора – день рождения супруги
Судебные слушания по данному делу проходили в закрытом режиме. Подсудимый во время следствия и судебного разбирательства находился под домашним арестом. Однако на приговор он не явился. Пришла только мама Наталья Юрьевна.
- Мой сын ни в чем не виноват, - сообщила она журналистам. – Когда продавались эти самолеты, он вообще был рядовым сотрудником «Росрезерва», который работал в этом ведомстве каких-то 3-4 месяца. Его просто подставили, и все дело сфабриковано, сшито белыми нитками. У моего сына нет огромных денег, недвижимости, дорогих машин. Живет в обычной квартире, купил недавно маленький домик – строит дачу.
На вопрос журналистов, почему же все-таки сын не явился на приговор. Женщина лишь развела руками:
- У его жены сегодня день рождения. Вероятно, он решил провести этот день в кругу близких…
Адвокаты обвиняемой стороны, присутствовавшие на судебном заседании, решением суда остались неудовлетворенны.
- Мы подготовили суду несколько страниц наших контраргументов стороне обвинения, но, вероятно, они не были приняты во внимание при вынесении приговора, - пояснил «МК» адвокат Александр Шведко. – В нашей стране нельзя торговать военной техникой. Это все равно, что я вам сейчас продам сто метров реки Волга. Вы купите. Но эту сделку никто не признает законной.
И говорить о том, что Андрей Силяков нанес госказне миллиардный ущерб – тоже некорректно. Государство в любой момент может просто потребовать себе эти самолеты. Они никуда не делись.
К слову, судьбой самолетов теперь займется Арбитражный суд. Именно там готовятся теперь к баталиям между тремя сторонами: заводом «Сокол», который хоть и является добросовестным покупателем и самолеты стоят на его территории, но проводить с ними какие-нибудь манипуляции на предприятии не могут, «Росрезервом» и фирмой Главснабресурс», которая продала «Соколу» истребители.