Большого выбора партнеров обезьяны в зоопарке не имеют. Хорошо еще, если они содержатся группами, где несколько самок и самцов! Но часто бывает так, что подбирать половину приходится зоологам, исходя из генетических особенностей. Например, осталась какая-нибудь дама без кавалера, тут же поднимаются племенные книги всех самцов ее вида и возраста и решается, какой подойдет ждущей своего суженого самке больше всего. И ведь не спросишь самих обезьян, какой тип мужчины им больше по нраву — крупный или постройнее, тиран или подкаблучник? Приходится мириться и находить общий язык с тем, кого предоставили. Вот например — совсем недавно специалисты подбирали главу семейства для трех самок мандрил. Супруг взрослой обезьяны и отец двух ее дочерей погиб, и представительницы прекрасного пола остались в одиночестве. Чтобы рассеять скуку в женском царстве, был выписан 10-летний кавалер из чешского зоопарка. Прибывший в Москву мандрил сразу завоевал симпатию и людей, и зверей. Правда, не всех. Мама-обезьяна и одна из дочек просто растаяли, когда новенький кавалер стал оказывать им знаки внимания. У них-то и родились малыши, причем сразу после Нового года. А вот другая дочка взрослой самки на все попытки соблазнения отвечает отказом. Как только самец не пытался ее покорить: и гладил, и томно смотрел, и игриво пробегал мимо — безрезультатно.
— Она у нас всегда была девочка вдумчивая, — объясняет заведующая отделом “Приматы” Варвара Мешик, — любила посидеть в одиночестве.
Сотрудники не теряют надежду, что их обезьянке нужно всего лишь время, чтобы ее сердце оттаяло и приняло кавалера. Тем более что с детенышами матери и сестры она возится с преогромным удовольствием. Вдруг и сама такого же захочет? Почему-то негативное отношение младшей дочери к самцу передалось и ее матери. После рождения детеныша она категорически не переваривает отца крошки. Только тот подойдет поинтересоваться самочувствием супруги и узнать, не надо ли чего, та сразу огрызается и машет кулаками. А клыки у нее ого-ого какие, аж 5 см, поэтому мужчина сразу ретируется от греха подальше. Чтобы внести покой, зоологи на время отселили взрослую самку в соседний вольер.
Кстати, у мандрилов не принято, чтобы папаша вмешивался в воспитание детей. Его дело — охранять территорию от врагов (пусть и воображаемых), чем он целыми днями и занимается. Причем здесь дело не в том, что папы не любят детей, просто они очень брезгливые. Если малютка, не дай бог, на него написает, то папаша придет в ужас и всю следующую неделю будет вылизывать себя от нечистот.
* * *
Другие, так называемые мелкие обезьяны тоже обзавелись потомством. Например, эдиповы тамарины — настоящий образчик семейного счастья. Как только здесь появился очередной малыш (сейчас ему около двух месяцев), все члены семейства тут же объединили усилия, чтобы воспитать из крошки порядочную обезьяну. Помимо малыша в вольере обитают его мама, папа и три братика двух, трех и четырех лет.
— Эта пара тамаринов очень любит друг друга, — расхваливают питомцев зоологи, — каждый год у них по детенышу рождается!
Папы-тамарины совсем не такие, как мандрилы, они с младенчества таскают потомство на спине и отдают маме, только когда надо покормить. В чем-то они похожи на людей, то есть делают то, что умеют. Ведь у нас младенцев пеленают тоже в основном мамы.
В природе семейную группу тамаринов периодически покидают подросшие самцы, для того чтобы самим обустроить семью. Иногда же взрослых детей в случае конфликтов выгоняют сами родители. В зоопарке, конечно, сбежать некуда. Но если вдруг сотрудники заметят у тамаринов какие-то неполадки, то подберут изгою невесту где-нибудь за бугром.
Детенышу колобуса осталось жить с мамой ровно 3,5 года. За это время он станет совсем самостоятельным и не будет нуждаться в материнском контроле. Правда, как и у тамаринов, о маленьком заботится не только родительница, но и старшие братья и сестры. Здесь тоже многодетное семейство — детей у почтенной супружеской пары целых шесть! Забавно, что сотрудники до последнего момента не подозревали, что у их подопечной ожидается пополнение. Но однажды утром заметили, что на груди у самочки появился белый комочек шерсти. Оказывается, мамочка под покровом утреннего полумрака быстренько родила малыша и посадила его на себя. Именно так и принято у колобусов.
А львинохвостые макаки и рады бы продолжить род, но не могут, потому что единственная самка уже в преклонном возрасте. Причем в группе этих обезьян действуют собственные правила. А именно — избирается главный самец, и только он имеет право спариваться с представительницами женского пола. Если же кто-то из сородичей хотя бы посмотрит с вожделением в сторону дамы, то ему не избежать мордобоя. Правда, в природе самки сами зачастую бегают “налево”, но так, чтобы главарь ничего не заподозрил.
Кстати, у разных видов приматов есть свои ритуальные движения, которыми они соблазняют партнеров. Самки мелких обезьян, например, в сезон размножения начинают пахнуть по-другому — этот запах очень возбуждает самцов. Также искусительницы любят принять очень откровенную позу и нежным взглядом заманивать мужчин. Малые лори флиртуют по-другому. Эти обезьянки очень подвержены стрессу, например, даже простой перенос из клетки в клетку так пугает, что у них может начаться сахарный диабет! Брачные игры у них проходят как в замедленной съемке — малютки висят вниз головой и неспешно ласкают друг друга лапками. А еще любят вылизывать друг другу загривки. Обезьяны-игрунки ценят не изворотливость, а спокойствие и единение душ. Верх ухаживаний для них — просто сидеть рядышком в течение долгого времени. Если увидите парочку обезьян, в блаженстве прижавшихся друг к другу, не шумите — идет очень важный процесс проверки нежных чувств.
* * *
Внимание!
<p>Московский зоопарк и “МК” ищут изобретателей! Дело в том, что обезьяны, как одни из самых умных животных, в зоосаде больше всего подвержены скуке. Сотрудники всеми силами стараются развлечь своих подопечных: прячут им в сено орешки и сухофрукты, обмазывают кусочки шланга изнутри медом, закатывают лакомства в ивовые веники. Обезьяны с удовольствием выковыривают и вылизывают вкуснятину из труднодоступных мест, тем самым развлекая себя. Теперь же специалисты мечтают воплотить в жизнь идею, которая смогла бы доставить радость не только приматам, но и посетителям зоопарка. Если абстрактно — то это должен быть аппарат, куда бы гости опускали монетку, а обезьяны взамен получали бы какую-нибудь забаву. Вот парочка примеров: ящик между посетителями и обезьяной, с кнопочками с обеих сторон. Кидаешь денежку, начинается отсчет времени: кто больше всего раз нажмет на нужные кнопки, получает лакомство! Поверьте, обезьянам будет совсем нетрудно обыграть посетителей. Еще один пример: установить автомат наподобие того, из которого щупальцами нужно вытащить игрушку, только вместо игрушек там будет лакомство для животных — человек опускает монетку, а обезьяна должна за определенное количество времени, управляя рычагом, выудить приз. А может, кто-то из вас сможет смастерить водяные пистолеты, из которых приматы могли бы летом обрызгивать посетителей? Если вы можете сконструировать что-то подобное или у вас есть собственные предложения, звоните в зоопарк по телефону 8-499-255-17-41 или пишите на почту заведующей отделом “Приматы” pica_pica@mail.ru. Ваше имя будет увековечено на аппарате, кроме того, вы получите призы от “МК” и от Московского зоопарка, но самое главное — благодаря вам обезьяны больше не будут скучать.</p>В ясли-сад превратился и вольер суматранских орангутанов. Тут похожее распределение ролей — живет самка с двумя дочками и самец. Отец старшей дочери — самец из Германии, который в столице уже не живет. На эту молоденькую девицу, а заодно на ее маму и положил глаз новый представитель мужской породы.
В отличие от борнейских орангов суматранцы очень возбудимы и впечатлительны. Эти девушки как никто умеют ладить с мужчинами. Между прочим, орангутаны считаются самыми изощренными в любовных утехах животными. Что начинается, когда они вступают в брачные игры!.. Камасутра отдыхает. Но они к такой раскованности привыкли и, если вдруг партнер или партнерша попробует сыграть в скромную особу, недоуменно посмотрят и оставят в одиночестве — подумать над своим поведением. Впрочем, самки орангутанов вовсе не считают зазорным сделать первый шаг в отношениях с противоположным полом. Например, проходя мимо, могут игриво задеть плечом или подставить попку. Только не вздумайте заподозрить орангутанов в отсутствии нравственности. Все любовные уловки они воплощают в жизнь очень деликатно. Не прямо на глазах у всех демонстрируют свою заинтересованность, а поймают взгляд самца, отойдут подальше и кокетливо продемонстрируют ему интимную часть тела.
А истории о самом любвеобильном орангутане в Московском зоопарке до сих передаются из поколения в поколение. Борнейского самца звали Чанг, и не было на Пресне зверя обаятельней, чем он!
— Он был очень нежный мальчик и любил всех женщин, — вспоминает Варвара Александровна. — Причем не только обезьян, но и людей. А особенную страсть он питал к длинноволосым блондинкам.
Стоило златовласой посетительнице подойти к ограде его жилища, примат “строил” масляные глазки и выставлял ручку для знакомства. К обезьянам от относился еще трепетней. Например, свою первую любовь — очаровательную молодую самку, он в течение целого месяца ни на секунду не выпускал из объятий. А предоставить ей некоторую свободу решился только после того, как она стала мамой.
Сами зоологи тоже души не чаяли в питомце. Вести с ним длинные беседы (разумеется, в одностороннем порядке) было одно удовольствие. Сотрудницы могли рассказывать ему про погоду или пересказывать понравившийся фильм — примат слушал с таким внимательным и понимающим видом, что женщины просто таяли.
К слову, в вольер к Чангу в его присутствии никто из работников не заходил — вдруг не сдержит эмоций. Кончилось же все тем, что за любвеобильным самцом выстроилась очередь из других зоопарков! Все мечтали заполучить хотя бы на время столь качественного производителя, который к тому же запросто сумеет очаровать любую представительницу женского пола. Так что, оставив Московскому зоосаду двух наследников, Чанг отправился путешествовать.
Кстати, сотрудники зоопарка уточняют: несмотря на то что обезьяны уделяют много интереса любовной науке, они никогда не будут насильничать! Если кто-то из барышень воротит от ухажера нос, самец будет настырно продолжать ухаживать, но без излишнего фанатизма. А ведь ему не составило бы никакого труда догнать возлюбленную и принудить ее к ласкам. Но нет, самцы приматов предпочитают оставаться джентльменами, мудро рассуждая, что рано или поздно их избранница сдаст позиции.