Послушать “тронную речь” Калины захотели многие: учителя, родители, эксперты, городские депутаты, районные чиновники. Оно и понятно: “Образование — стратегический вопрос, касающийся всех москвичей”, — задал тон председатель Общественного совета Москвы Владимир Долгих. А глава комиссии Мосгордумы по образованию Виктор Кругляков прямо разъяснил: “Москвичи опасаются, не окажутся ли они в ситуации, когда за среднее образование придется платить — вначале через увеличение количества платных услуг. А там, глядишь, они и вовсе вытеснят бесплатное обучение”.
От ответа на этот вопрос, подчеркнул депутат, “зависит отношение москвичей к модернизации образования”. А оно пока настороженное: на своем прежнем посту директора департамента госполитики в сфере образования, а затем замминистра образования и науки г-н Калина, естественно, входил в число архитекторов модернизации образования последних лет. А она, мягко говоря, народу не полюбилась. А в относительно независимой тогда столице и вовсе столкнулась с упорным сопротивлением. Москва всегда как могла тянула с новшествами, будь то ЕГЭ или переход на новую систему оплаты труда учителей, и вводила их, лишь когда не было другого выхода, чего в министерстве, естественно, не одобряли.
Зато в своем нынешнем качестве Исаак Калина заверил общественность: принципиальной ломки традиций столичного образования не будет. Москве, по его словам, “нужна не смена курса, а использование новых возможностей, которые появляются”. Таким образом, московский стандарт качества образования останется более высоким, чем в стране в целом, а главное, сохранится “огромное завоевание Москвы — большое число типов образовательных учреждений” (сразу после вступления в должность мэр Собянин, напомним, выражал сомнения в целесообразности разных объемов финансирования школ, гимназий, лицеев и т.д., а значит, и всего этого многообразия в целом). Высокий статус учебного заведения, правда, придется подтверждать. Зато, сообщил Калина, “мы приняли решение: при всей необходимости контроля школы с многолетне-стабильными, высокими результатами заслуживают не проверок, а превращения в площадки для стажировок учителей из других школ. Сейчас формируется список, куда войдут не единицы или десятки, а 200—300 таких учреждений”.
Кстати, о контроле. Москвичи, признал директор департамента Калина, “жалуются, что с введением ЕГЭ учебный процесс стал подтягиваться к натаскиванию на сдачу определенных экзаменов. (Любопытно, что замминистра Калина разговоры о “натаскивании” в связи с ЕГЭ пресекал с ходу. — “МК”.) Между тем подготовка к экзаменам должна идти не по КИМам! Поэтому основной задачей внешнего контроля качества образования в школах станет контроль за преподаванием всех предметов, а не только тех, что выходят на ЕГЭ”. Тем более что “только ЕГЭ не дает объективной картины уровня подготовки детей”, отметил бывший замглавы Минобрнауки.
Спорта в московских школах при новых властях станет больше. На базе каждого среднего учебного заведения они планируют открыть спортивные клубы, часы работы которых продлятся до бесконечности: “столько, сколько нужно: относительно секций самбо уже есть договоренность”, отметил Калина. Не забудут, по его словам, и интеллектуалов: “Мечтаю вернуть в младшую школу шахматы. Без заложенного в детстве умения играть в шахматы нельзя продвигаться в изучении математики и физики”.
А вот массовой автономизации московских школ не будет. “По прогнозам департамента перейти в АУ может достаточно большая группа колледжей и очень активны детские сады — мы их призываем к осторожности. Подавляющее большинство школ в ближайшей и более отдаленной перспективе останутся бюджетными учреждениями. При этом главными механизмами властей станут доверие сильным школам и контроль и помощь отстающим”, — пообещал новый глава Департамента образования Москвы.