- Проект “Спальный район. Школа № 109. Открытый урок” преследует важную задачу - познакомить как ребят, так и учителей с современным искусством. Он дает возможность объемного восприятия мира. Это своеобразный мастер-класс, тотальная инсталляция, размещенная на всех этажах. Она продлится в течении двух недель до 11 февраля. Экскурсоводами будут сами ученики. Надеюсь после ее завершения некоторые из ребят попробуют свои силы в создании подобных произведений, - улыбаясь говорит директор школы № 109 Евгений Ямбург.
Организаторы выставки специально подбирали разные жанры современного искусства, чтобы продемонстрировать его неоднородность. Живопись, арт-объекты, инсталляции, скульптура, фотография, перфоманс и многое другое.
- Все построено на принципе public art, то есть демонстрации произведений за пределами музеев и галерей. Кроме того, каждый экспонат тем или иным образом тематически связан со школой. Очень важно, чтобы люди приобщались к современному искусству еще с детства. Немаловажен и тот факт, что школьники будут жить среди этого две недели. Это позволит почувствовать и особенно прочувствовать атмосферу, - рассказывает один из кураторов Юрий Самодуров.
Однако, такая выставка проходит не в первый раз. Проект стартовал в сентябре 2010 года в школе № 45 города Люберцы благодаря Марине Звягинцевой и Александру Панову. Именно они искали художников, отбирали работы. По словам завуча подмосковного учебного заведения Ирины Вартановой столичная экспозиция намного больше. “У нас было всего 69 экспонатов, а здесь 200. Кроме того, в 109 все произведения искусства естественно вписались в интерьер. Такое впечатление, что они здесь и были. У нас такого не было”, - делится своими впечатлениями Ирина Владимировна.
От коромысла до эротично
На выставке гармонично переплетаются как работы профессиональных художников, так и школьников. Первую экскурсию по своим любимым арт-объектам провел куратор Юрий Самодуров.
Выставка фактически начинается с кабинета директора, где за спинкой кресла висит композиция “Гардероб”, состоящая из семи аляповатых галстуков. Организатор поясняет, что интерпретация вольная, но упор делается на то, что руководитель постоянно на виду и должен всегда хорошо выглядеть.
Привлек всеобщее внимание в кабинете и деревянный дьявол на пьедестале. На вопрос зачем он здесь, Юрий Вадимович улыбаясь ответил, чтобы положительно влиять на учителей.
Каждый экспонат имеет свою предысторию. Так, например ведра из “Ведер, полных светом” нашли сразу, а вот коромысло разыскивали очень долго. “Мы отыскали одно где-то в Курской области, но оно оказалось на таким харизматическим и атмосферным каким бы нам его хотелось видеть. Не взяли. Потом обнаружили в интернете, в Тульской области, старое и потрескавшееся. То что надо”, - поясняет гид.
Есть и эротические персонажи. В композиции “Песнь о рыбе”, стоящей в кабинете биологии, переплетаются две камбалы, судя по глазам искренне влюбленные друг в друга. “Ну, как еще можно было показать тему любви. По-моему совсем не пошло и цвета яркие”, - шутя, делится своим мнением Самодуров.
Недалеко от рыб в бумажном лотке стоят светящиеся космические яйца. По словам учеников они проводят эксперимент, может быть кто-то и вылупится.
Учителя тоже сделали свой вклад. Педагоги собрали дневники школьников разных лет и составили из них свою коллекцию. Двойки, тройки, пятерки, ученические заметки и учительские замечания вся школьная жизнь отражена в этих тетрадках.