— Николай Николаевич, говорят, физические показатели современных детей (рост, вес, сила руки) существенно снизились по сравнению с ситуацией 20-летней давности. Как вы думаете, с чем это связано?
— Ситуация непростая, и ответить на этот вопрос однозначно сложно. В 70-х годах наши ученые зафиксировали феномен акселерации — ускоренного роста и физического развития детей. Сейчас ученые фиксируют обратный процесс — снижение роста, веса. Либо это очередная волна, либо следствие жизненных реалий, с которыми сталкиваются современные школьники. Когда я прихожу в школу, я вижу детей и выше себя ростом, и здоровее. Хотя в популяции в целом — сокращение физических параметров.
— Как часто дети должны проходить диспансеризацию?
— Диспансеризация — это непрерывный процесс. Есть нормативные документы Минздравсоцразвития, регламентирующие проведение профосмотров, обследований детей буквально с первых дней жизни, но процесс должен идти непрерывно в течение всего детского возраста.
— Часто детям не могут поставить верный диагноз в регионах, и они узнают о своем заболевании только в Москве. В чем причина — в низком профессионализме врачей или в недостаточном количестве диагностического оборудования?
— Я не сторонник того, чтобы диагнозы ставились только в Москве и в федеральных учреждениях. Но далеко не в каждом регионе сегодня достаточно квалифицированных врачей, медицинской техники, особенно в сельской местности. Правда, сейчас по стране строятся высокотехнологичные медицинские центры.
— Что сегодня в большей мере оказывает влияние на заболеваемость детей — пища, вода, экология, гиподинамия?
— И то, и другое, и третье. Но заболеваемость — широкое понятие. Есть часто болеющие вирусными инфекциями дети, есть дети с хроническими заболеваниями, тем же сахарным диабетом. Кроме того, у детей бывают заболевания суставов, онкозаболевания. И в каждом случае — своя причина. Если речь идет о болезнях пищеварительного тракта, тут, конечно, дело в неправильном питании детей. А если мы говорим о нарушениях осанки, то в этом виновато отсутствие двигательной активности детей.
— Портфели детей очень тяжелые, много лет говорят о переходе на электронные учебники. Как вы к этому относитесь?
— Я согласен, портфели действительно очень тяжелые. Мои внучки носят каждая по 6—8 кг за своей спиной — и учебники, и тапочки, и физкультурную форму... Не буду комментировать электронные учебники — это не моя специальность. Но, наверное, современные технологии будут двигаться в эту сторону.
— Как сказывается на здоровье детей компьютеризация? Я считаю, что у моего внука начались проблемы со здоровьем после приобретения компьютера. Ему всего 9 лет, а уже участились головные боли, раздражительность, усталость. Родители не считают, что это следствие сидения за компьютером, а что вы скажете по этому поводу?
— Очень хороший вопрос. Конечно, нет смысла категорически запрещать ребенку использовать современные технологии — рано или поздно он это все равно освоит. Но есть гигиенические ограничения для работы ребенка у компьютера. Гигиенисты подсчитали, что современный школьник находится в активном режиме чуть более 1 часа в сутки. Все остальное время занимает сон, сидение в школе, у компьютера. Я поддерживаю специалистов, которые предлагают сделать занятия физкультурой в школах ежедневными. А вот ежедневные занятия у компьютера приводят к другим сложностям. Гиподинамия — одна из ведущих причин заболеваемости детей. Семьи, которые не следят за режимом использования компьютера ребенком, совершают большую ошибку.
— Какое событие в области медицины вы бы назвали настоящим прорывом?
— Я бы назвал прорывом закон “О медицинском страховании граждан РФ”, не так давно утвержденный президентом. Впервые он установил единый полис медицинского страхования для всех граждан РФ. И теперь любой россиянин может получить медицинскую помощь в любом медучреждении страны.
— Как получить направление на консультацию в РДКБ? Мы живем в Уфе.
— Направление нужно получать в местном органе управления здравоохранения. В вашем случае — в министерстве здравоохранения Башкортостана.
— У нас в семье ни у кого нет аллергии, кроме ребенка 4 лет. Откуда же появилось заболевание?
— Утверждение, что в семье ни у кого нет аллергии, надо перепроверять. Семья — это не только близкие родственники, но и бабушки и дедушки, дяди и тети. Аллергические проявления могут быть разной степени тяжести — риниты, конъюнктивиты, кожные высыпания. И появление у ребенка аллергии может быть следствием разных обстоятельств, включая наследственную предрасположенность.
— Как вы относитесь к гомеопатическим препаратам и их применению для лечения детей?
— Сегодня нет серьезных научных исследований влияния гомеопатических средств на лечение в детском возрасте. При лечении любым лекарством имеет значение доля веры — если взрослый верит, ему помогает. А ребенок не может дифференцировать разницу между обычным лекарством и гомеопатическим.
— Правда ли, что скоро все прививки в школах и дошкольных учреждениях будут обязательными и будут делаться независимо от согласия родителей?
— В нашей стране прививки делаются в рамках государственной программы вакцинопрофилактики. И, хотя они являются обязательными, их проведение без информированного согласия родителей запрещено.
— С какими болезнями у детей вы чаще всего сталкиваетесь, какие самые распространенные?
— Особенности нашей больницы позволяют ориентироваться на следующую структуру. На 1-м месте у нас стоят болезни центральной нервной системы. 2-е занимают врожденные пороки развития разных систем, а 3-е — онкогематологические болезни. Эти виды патологий доминируют в нашей клинике.
— Как вы оцениваете помощь волонтеров тяжелобольным детям? Известно, что в РДКБ много волонтеров, работает фонд “Подари жизнь”. А в других больницах?
— Я буду отвечать за свою больницу. У нас традиционно развито волонтерское движение. Работает много фондов. Я позитивно отношусь к людям, которые оказывают различные виды помощи нашим пациентам, порой проводящим в больнице несколько месяцев и даже лет. Помощь этих замечательных людей неоценима.
— Подскажите, в РДКБ есть платное отделение?
— Я категорически против создания отдельных платных зон с отдельным персоналом. В РДКБ оказывают платные услуги в рамках добровольного медицинского страхования почти во всех отделениях. Но платного отделения нет. И доля платных услуг в РДКБ не превышает 8%.
— Существуют ли новые методики лечения гидроцефалии у детей, есть ли надежда, что при этом заболевании возможна условно полноценная жизнь человека в будущем?
— Это врожденное заболевание, весьма распространенное. В РДКБ есть отделение нейрохирургии, где созданы уникальные условия для лечения гидроцефалии по современным технологиям. Это небезнадежное заболевание, если вовремя поставить диагноз и провести оперативное вмешательство.
— Сын безумно любит игры с переодеваниями. Это нормально?
— Думаю, ваш сын в ближайшем будущем будет великолепным артистом — он играет различные роли. Правда, мы не знаем его возраста, и за ним все же стоит понаблюдать.
— Есть ли филиалы вашей клиники в регионах?
— Филиалов нет. Но я возглавляю Ассоциацию детских больниц России. Это общественное объединение уже 10 лет работает как сообщество руководителей детских больниц России. Мы ежегодно собираемся в разных городах, обмениваемся опытом, делимся достижениями, что позволяет расширять доступность медицинской помощи во всех больницах страны.
— Предусмотрено ли нахождение мамы в клинике при госпитализации ребенка?
— Да, конечно. Я горячий сторонник того, чтобы рядом с ребенком любого возраста при любой тяжести заболевания были мать, отец или любой близкий человек. Это написано и в действующем с 1992 года законе — Основах законодательства об охране здоровья граждан. И в новом законе, который сейчас разрабатывается, такая статья тоже будет. У нас в больнице почти все дети иногородние, без родителей они не могут. Сегодня у нас лечатся 1060 детей, с которыми находятся около 800 родителей.
— С какого возраста нужно начинать чистить зубы ребенку? Какой пастой? Какой щеткой?
— Я обсуждал этот вопрос с коллегами. Главный хирург сказал: только появился зуб — его надо чистить. У нас огромное количество зубных паст для детей и зубных щеток. Выбирайте любые.
— Как защитить ребенка от инфекционных заболеваний? От эпидемии гриппа в особенности?
— Есть, во-первых, прививки, которые в нашей стране включены в национальный календарь вакцинации. Но я не склонен думать, что только прививка способна спасти от гриппа. Самый важный аспект профилактики — борьба самого организма, а она основана на его сопротивляемости. А это — и закаливание, и прогулки на свежем воздухе, и ограничение круга общения, особенно если в коллективах есть больные дети.
— Поздравляем Центральную детскую больницу РФ с юбилеем! Мы знаем, что ваша больница известна прогрессивными медицинскими и инновационными подходами в работе с детьми. Именно у вас впервые начали работу по социально-культурной реабилитации детей профессиональные “доктора-клоуны”. Не могли бы вы рассказать подробнее об их деятельности? Какое положительное влияние они оказывают на детей и возможно ли в будущем включение их в штат больниц как узких специалистов?
— Клоуны — это, конечно, не настоящие доктора. И мы не говорим о включении в штат этой профессии — в этом нет никакой необходимости. Но мы можем похвастаться, что именно в нашей больнице зародилось это движение, инициатором которого стал “доктор-клоун” Костя. Потом вокруг него образовалась группа последователей. Дети всегда рады клоунам, они создают хорошее настроение, даже когда просто идут по коридору. Наша группа клоунов наладила контакты с клоунами из Франции. Мы принимали больничных клоунов из разных стран мира. Опыт у нас серьезный — 5 лет. У нас вообще много направлений деятельности, цель которых — сделать длительное пребывание детей и их родителей в больнице не скучным. Есть волонтеры, воспитатели; огромное количество мероприятий проводится для детей. Недавно вот была сборная команды России по футболу во главе с Диком Адвокатом. Это вызвало огромный восторг у детей.