— Сергей Владимирович, в этом году МЭИ исполнилось 80 лет. Как все это время развивался университет?
— МЭИ был образован в 1930 году на базе Высшего энергетического училища. К 40-м годам сформировались основные факультеты, кафедры и специальности, которые уже тогда готовили высококлассных специалистов. МЭИ развивался и в период военного времени. Достаточно сказать, что именно в ту пору правительством СССР было принято решение построить учебно-экспериментальную ТЭЦ, на которой смогли бы обучаться студенты. На ней и сегодня ребята проводят лабораторные работы, получают опыт и умения работать своими руками. Но ТЭЦ — это не только учебный объект, не только исторический экспонат, она реально работает. Тепло и электроэнергию нашей ТЭЦ используем не только мы, у себя в МЭИ, но и производственные подразделения, детские сады и близлежащие дома.
— Что нового принесли МЭИ последние десятилетия?
— В тяжелые 90-е годы у нас появились такие специальности, как экономика, дизайн. Мы в числе первых среди вузов России начали подготовку специалистов по наноматериалам и нанотехнологиям. Вот уже много лет предлагаем обучаться дистанционно: интерактивные лекции, видеосеминары и даже дистанционные лабораторные работы. Для лабораторных работ “онлайн” мы используем реальное производственно-техническое оборудование, например трансформаторной подстанции и теплового узла, которые являются эксплуатационными объектами университета. Студенты могут из аудитории или своего дома на мониторе видеть и режимы работы этих объектов и наблюдать трансляцию с видеокамеры.
— Мы продолжаем шагать в демографическую яму, как вы будете привлекать абитуриентов учиться в МЭИ?
— В этом году, несмотря на все трудности, мы “закрылись” в первой же волне. К 5 августа свободных мест не было. Наверное, и настроение в обществе поменялось: слова “энергетика”, “энергоэффективность” и подобные им — на слуху. К тому же мы ежегодно проводим большую рекламную кампанию. Важным моментом этого года было и то, что МЭИ вошел в число национальных исследовательских университетов. Есть и другие плюсы. Например, то, что вуз расположен компактно, студентам не нужно ездить по городу. Есть общежития, и мы даем иногородним студентам жилье. Вся совокупность действий, наверное, и играет роль в привлечении абитуриентов.
— Куда трудоустраиваются выпускники?
— Большинство работает по специальности или в смежных сферах. От работодателей нам приходит от 3 до 5 заявок на выпускника. Но молодого специалиста часто не устраивает уровень предлагаемой заработной платы и социальный пакет, который ему обещают. Но в целом ребята находят свои места. Я предлагаю работодателям из энергетики заинтересовывать студентов. А вообще среди выпускников МЭИ много руководителей не только в российской энергетике, но и в других государствах. МЭИ стал в свое время одним из первых вузов, принимающих иностранных студентов. Поэтому среди наших выпускников много известных не только специалистов, но и общественных деятелей, деятелей культуры. Например, председатель госсовета Китая Ли Пэн в свое время закончил наш вуз, Ион Илиеску — один из президентов Румынии, также наш выпускник, министры энергетики, руководители атомных электростанций и др. — все наши бывшие студенты.
— Вуз будет развиваться и дальше. На что в первую очередь вы обратите свое внимание?
— Мы стали национальным исследовательским университетом, и теперь нужно подтверждать это высокое звание своими реальными делами. Будем переоснащать лаборатории по стандартам мирового уровня. Планируем отстроить современный студгородок, где в скором времени будут построены общежития, но не коридорного типа, а квартирного. Еще хочется, чтобы на смену заслуженным преподавателям, которые “ковали и куют” славу МЭИ, пришли молодые специалисты. И я уверен, что, если наука будет развиваться в том же направлении, что и сейчас, это желание исполнится.