Однако у храма имеются прихожане — дружная община. Они не собираются отступать. Только представьте: каждое воскресенье настоятель храма отец Петр проводит службы на улице!
— Мы делаем это в любую погоду, — рассказывает отец Петр. — Если крепкий мороз, греемся горячим чаем — его приносим в термосах из дома. Пирожки печем…
По словам настоятеля, выйти со своей общиной на улицу он был вынужден. Это шаг отчаяния. Ведь за право служить в храме отец Петр борется вот уже без малого 20 лет.
История конфликта. Храм Иоанна Богослова находится в ведении Музея истории Москвы с 1934 года.
— И в тот момент он уже не являлся религиозным учреждением. Это было разоренное, разрушенное здание, — комментирует и.о. директора музея Татьяна Горбачева.
В 1992-м храм Иоанна Богослова из ведения Музея Москвы передают в аренду РПЦ. Взамен постановлением правительства Москвы от 13 января 1998 года музею предоставляют здания городской клинической больницы. Адрес новых площадей в 10 тысяч “квадратов” (!): Страстной бульвар, 15/29.
Но! Разумеется, прежде чем переехать в предложенные апартаменты, необходимо на новом месте создать “музейные” условия. Однако за десять лет строительные, ремонтные работы не проводятся. А это значит — музей не покидает своих территорий. Уже в 2009-м здание больницы передают под размещение Главного дворца бракосочетания Москвы.
Между тем в 2006 году музею предоставляют здания, площадь которых аж вдвое больше предыдущего предложения. А именно: в 22 533,7 кв. м. Речь идет о Провиантских складах, что на Зубовском бульваре.
И вот здесь начинается самое интересное. За прошедших почти четыре года не составлен даже проект, исходя из которого должны проводиться ремонтные работы.
Интересно, как сегодня руководство музея распоряжается храмом?
...Будний день. В Музее Москвы ни души. Войдя в центральный вход в музей, в фойе поворачиваю налево. Откровенно говоря, никогда не догадалась бы, что зашла в храм. Пусть даже и в бывший. Ни экспозицией, ни архитектурой, ни внутренним убранством помещение не похоже на религиозное место. Тетушки-вахтерши рассказывают: мол, экспозиция, которую я вижу, здесь уже не первый год.
Пространство отражает историю Москвы конца XIX — начала XX столетий. Времена Гиляровского. Справа имитация трактира того времени, слева — вокзала. Повсюду фотографии, посуда, одежда. Нечего сказать: все действительно интересно, организовано со знанием дела, а главное — с любовью...
— Понимаете, мы не можем освободить храм, — утверждает и.о. директора Музея Москвы Татьяна Горбачева. — Предоставленные помещения не годятся для хранения наших фондов. А у нас восемьсот тысяч единиц предметов...
Спецы-искусствоведы хорошо понимают, о чем идет речь: для хранения музейных экспонатов необходимы спецусловия, как, например, выверенный температурный режим.
С данными доводами, как говорится, не поспоришь. Хотя... Известно, что в некоторых зданиях Провиантских складов все же ремонт сделан и там устраиваются праздничные мероприятия. К примеру, новогодние представления для детишек. Нельзя ли экспозицию в храме Иоанна Богослова перенести в те здания? Вопрос остается без ответа...
Члены же общины храма упрекают музейщиков: новые помещения Музею истории Москвы выделили не для расширения площадей, а всего лишь для переноса экспозиции из храма. Справедливо?
P.S. Между тем руководство музея настаивает: храм освобождать не собираются минимум три года. Именно столько требуется для утверждения проекта и переустройства Провиантских складов в арт-пространство...