— В прошлом году, когда обновляли футбольное поле, явился в школьный двор мужик — в состоянии средней тяжести подпития, с ножом и… “нижайшей” просьбой отрезать в дар квадратный метр травяного покрытия, а то, вишь, у тещи на могиле трава, зараза, не растет! — Легендарный педагог наглядно демонстрирует, что из любой байки можно извлечь педагогическую пользу, через юмор и литературные аллюзии посеять в умах подопечных семена иммунитета к столь сладкой для большинства наших соотечественников халяве.
Он вообще считает, что “с детьми надо разговаривать”. А врать им следует по минимуму, желательно не врать вообще.
— Фарисейство не может не разлагать, оно взращивает лишь циников, а чего вы хотите?.. Когда на празднике Победы Дима Билан, прохаживаясь “лунной походкой” Майкла Джексона, поглаживая ширинку, поет “Темная ночь”, а на подпевке у него гламурные девицы в военной форме — может ли это, скажите, по-настоящему тронуть детскую душу?.. Вряд ли. А между тем, когда я показывал подросткам фильм “Катынь” (тогда он был еще под запретом), девочки плакали навзрыд, это был катарсис… — вспоминает Ямбург.
В разговоре с Евгением Александровичем иногда забываешь задавать вопросы — просто слушаешь, слушаешь и понимаешь, что и дальше готов слушать эти необычайно глубокие монологи Ямбурга...
…о тупиковых ситуациях учителя
…Бывает, какой-нибудь особо вдумчивый и одновременно горячий подросток своими “убойными” вопросами (например: “А есть ли в России демократия?”) буквально ставит педагога в тупик. Перед российским учителем (а уж перед историком и подавно!) стоит вечная дилемма: отвечать ли на неудобный вопрос “как есть” (по крайней мере — “как думаешь”) или же — “как надо”, то бишь не отклоняясь от официальной версии Минобраза. Оба варианта — с серьезным изъяном: в первом случае в горячей голове может вспыхнуть желание тотчас же ринуться в бой — дабы искоренить социальные пороки. Ну а второй вариант чреват опасностью воспитать приспособленца, каковых у нас и так полна коробочка. Оказывается, в таком тупиковом варианте историка могут выручить… стихи. Как-то разговор о “векторе развития России” плавно перетек на уроке в стихотворные строки поэта Игоря Иртеньева — к слову, близкого друга Евгения Александровича: “День за днем и год за годом, с большевистской прямотой мчится время задним ходом в старый добрый наш “застой”.
…Ну, а выводы дети сделали сами — полезная разновидность мозговой деятельности в любом возрасте!
…о победах и интернет-зависимости
— Какова моя самая весомая педагогическая победа? Что ж, отвечу… Видите за пределами школьного двора, на заборе, “баннеры Окуджавы” — к ним обращен “взор Булата” (из директорского окна виден изящный памятник работы Рукавишникова. — Авт.)? Вот моя гордость!.. Охраны нет, а между тем, заметьте, на баннерах — ни похабных рисунков, ни мата… Думаете, это легко далось?.. Отнюдь. В конце 80-х мы сделали спектакль по произведениям и биографии Окуджавы. Нарушили, так сказать, традицию, увековечив живого классика. Мало того, пригласили Булата Шалвовича и его друга Зиновия Гердта в качестве почетных зрителей. Два часа поэт и актер сидели в зале, слушали… А потом бард вышел на сцену и произнес какие-то очень теплые слова (запись хранится в школе). Выходит, уехал от нас Булат человеком, а вернулся — памятником...
На вопрос, что делать с поголовной интернет-зависимостью школяров и есть ли от этого бедствия панацея, Ямбург ответил не сразу. Он сделал глубокую затяжку, откашлялся, затем подошел к окну:
— Видели наше хозяйство? Двадцать семь лошадей — целый табун! И за каждой уход нужен — хочешь кататься, люби и лошадку чистить, а как же! Для творческих ребят — мастерские: художественная, гончарная… Для спортсменов — спорткомплекс почти профессиональный… Для киноманов кинозал 3D, со спецэффектами… Понимаете, когда идет нормальная человеческая жизнь, она и перевешивает всякую туфту, в том числе “виртуальную”. А ежели зацикливаться на “тухлятине” официозной, тогда, конечно, виртуальность накроет медным тазом! Ну а сам по себе Интернет — никакой, конечно, не монстр, это очень полезный инструмент, просто нужно научить им пользоваться. И необходимо создавать ему альтернативу, чтобы “передоза” не было, — вот и весь секрет.
…о ЕГЭ
Я предлагаю “отцепить” ЕГЭ от государства — создать независимые коммерческие центры по сдаче ЕГЭ... Да-да, не удивляйтесь — коммерческие! Допустим, я директор такого центра, вы — ректор МГУ. Мы с вами заключаем договор на проведение экзаменов. Первый раз ребенок сдает бесплатно; кого не устраивает результат — пересдает, но уже за “бабки”. Можешь хоть каждый месяц “результат улучшать”, пока не поумнеешь (или пока деньги у родителей не кончатся!). Потом, допустим, выясняется, что поступившие в МГУ “многобалльники” пишут, условно говоря, “не” с глаголом слитно и вы, ректор, разочарованный необъективностью результатов, договор со мной расторгаете — и все, я рухнул коммерчески! Уверяю вас, если все по уму сделать, КПД системы был бы вполне приличный! А у нас что? Взять, к примеру, скандал в Ростовской области, где учитель “за Васю писал математику”… Так его, бедолагу, поставили между молотом и наковальней — между голодом и преступлением!.. Это ж надо до такого абсурда дойти: плохо сдали ЕГЭ — и всё, закрываем школу!.. Ну а как насчет “теории избирательных способностей”? Вот у нас мальчишка был, художник просто потрясающий (до сих пор его работы в коридорах глаз радуют!). Так вот он в начале выпускного класса в диктантах делал до 60 ошибок! А в конце обучения — “всего лишь” десять! Да учителю за такой прогресс орден давать надо! А ЕГЭ его точно бы от высшего образования отсек! Хорошо, что это происходило в “доегэшную эпоху”, когда совмещенные с вузами экзамены были… Я ректора художественной академии предупредил: “Делайте что хотите, но имейте в виду: если этого парня на экзамене запорете, пропадет гениальный художник!” Слава Богу, он поступил, и предсказания мои сбылись: теперь он преуспевающий пейзажист, все у него хорошо… Скажете, это нечестно? А на помойку таланты честно выбрасывать?!
…о воспитании
— Приходит как-то ко мне старшеклассник за советом: нравится, мол, девочка из параллельного класса, сил нет! А как сказать о своих чувствах — не знает, слова подходящие подобрать — непростое по нынешним временам дело. Как, спрашивает, быть? “Напиши ей письмо”, — говорю. А он недоумевает: “Эсэмэску, что ли, послать?”
Это к вопросу о влиянии IT-технологий на лексический багаж современного школяра...
— Подлинное воспитание не терпит фальши, оно просто немыслимо без взаимной искренности учителя и ученика… Увы, мы стали забывать о том, что воспитать в ребенке чувство собственного достоинства — гораздо важнее, чем вырастить из него успешного карьериста… Если хочешь для своего чада успеха, ну пошли ты его на “Селигер” или отдай в православную гимназию. Конечная же цель воспитания, уверен, это расширение внутреннего пространства свободы души. Для самосохранения души уход в частную жизнь — не самый плохой вариант: все лучше, чем тупо брать под козырек, выполняя чьи-то чудовищно бездарные указания… Все же понятие “Родина” — неизмеримо более емкое, нежели понятие “государство”.
Люди, далекие от школы, оказавшись волею судеб в школьном коридоре во время перемены, ошеломленные броуновским движением, искренне недоумевают: “Как вы здесь работаете? Это же сумасшедший дом!” “Да, но это наш любимый сумасшедший дом!” — уточняет в таких случаях Ямбург…