Вчера депутаты МГД стали первыми зрителями ролика, который скоро начнут крутить на наших голубых экранах и перед показами в кинотеатрах, кадры из которого развесят на улицах, в наземном транспорте и в метрополитене. Если прошлый ролик пытался воздействовать на самих курильщиков (по данным опросов ВЦИОМ, его увидели 70% москвичей, а 8% бросили курить), то нынешний, как и вся социальная кампания, рассчитан на борьбу с пассивным курением, в особенности на охрану от него детей. На протяжении нескольких секунд нам показывают разных малышей, включая новорожденных, которые, по смыслу, пострадали из-за курения взрослых.
“Когда вы курите рядом с детьми, это все равно что ваши дети курят вместе с вами”, — говорит суровый голос за кадром. А заканчивается все изображением несчастной крохи в респираторе (она же будет слезно смотреть на курильщиков с плакатов).
По словам Стебенковой, именно этот жутковатый ролик выбрали среди десяти других опрошенные группы. “В Париже, например, есть такая социальная реклама, направленная на борьбу со СПИДом, — песочные часы, верхняя чаша которых наполнена беспорядочными половыми связями; каждый поворот часов один человек падает замертво. У нас тоже жесткий ролик, но другие людей просто не настораживают”.
Инициативу столичных депутатов полностью поддерживает российское отделение ВОЗ.
— Курение — единственная полностью предотвратимая третья причина смертности в РФ. При этом 10% от общего количества смертей, связанных от употребления табака, приходится на пассивных курильщиков, — говорит координатор программы ВОЗ Наталья Торопова. — Табачная реклама у нас гламурная, что цинично и кощунственно. Поэтому социальная реклама должна быть жесткой — не надо показывать курильщикам мультики…
Тем временем Мосгордума готовит законопроект о запрете курения в общественных местах. “Мы хотим полностью запретить употребление табака в учреждениях, которые относятся к собственности города, — рассказала обозревателю “МК” Людмила Стебенкова. — Кроме того, мы рассматриваем возможность введения нормы о запрете курения в местах общего пользования в жилых домах — то есть на лестничных площадках”. Возможно, законопроект Мосгордума рассмотрит уже через две недели.
Все эти меры поддерживает главный терапевт Москвы Леонид Лазебник: “Люди не должны страдать, если рядом кто-то курит. Надо ввести у нас культуру, чтобы мы не стеснялись говорить: “Вы мне мешаете своим дымом, я не хочу из-за вас подвергать свою жизнь опасности”. Новая социальная кампания стартует в городе 18 ноября — в Международный день отказа от курения.